Вторник
23 Апр 2024
23:41
Категории раздела
Разработки [27]
Методические рекомендации [6]

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МАУДО "ЦДОД" г.Усинска

Занятия в объединении «Кукольный театр» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации

Занятия в объединении «Кукольный театр» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Театр - это волшебный край,

в котором ребенок радуется,

играя, а в игре он познает мир!

                      С. И.Мерзлякова.

 

Кукольные представления обогащают жизнь детей новыми впечатлениями, вызывает радостные эмоции, развивают речь, художественный вкус.

Для ребёнка с ограниченными возможностями дополнительные занятия являются эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала

У детей с нарушениями интеллекта, наблюдаются трудности в регуляции поведения. В своих действиях эти дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания преодолевать на пути к цели даже посильные трудности. В их характере сочетаются эмоциональная грубость и повышенная ранимость. Ряд проблем обусловлен низким уровнем способности к речевому общению. Им свойственна скованность, неловкость, мимическая невыразительность. Для этих детей затруднено правильное выражение своих чувств.

Атмосфера занятий в кукольном театре позволяет раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей. Занятия расширяют познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогащают его эмоциональную жизнь, делают доступными элементы творчества, развивают эстетически.

Для себя я выделила три правила работы с особыми детьми:

  • ребенок с особыми образовательными способностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке;
  • ребенок должен вести жизнь в максимальной степени приближенной к нормальной;
  • учиться могут все дети, а значит, всем им должна быть предоставлена возможность получить и дополнительное образование.

У детей с ОВЗ часто наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную обстановку, необходимую для того, чтобы они заинтересовались темой занятия и быстро включились в работу.

Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить на активную работу.

 От однообразной работы дети устают, нужна смена деятельности, чтобы предупредить пресыщение необходимо переключение в работе, мы играем. Это может быть игра «Ассоциации», «Гимнастика», «Изображение предметов и животных» и др.

Моя задача: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

 Новый материал, необходимый для усвоения, делится на маленькие порции, закрепление проводится через многократное повторение усвоенного. Тематический план очень отличается от общего, он максимально упрощен, изучение одной темы длится дольше, чем у обычных детей.

При общении с детьми, имеющими трудности обучения, я обращаю особое внимание на качество своей речи, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь моя должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Необходимо обращать внимание на речь ребенка, разговаривать с ним, побуждать его рассказывать, объяснять смысл сказанного. Самое главное, моё поведение  и обращение к ребенку (мимика, жесты, интонация) должны быть благожелательными, вызывать у ребенка желание сотрудничать.

Представляю вам разминку, которую провожу с детьми, почувствуйте себя немного младше, чем вы сейчас есть и отдохните:

«Ой, какие молодцы!!! Не устали?! Теперь мы все встанем в круг, сделайте 2 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте, что Вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты и тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес... вас  окружают великолепные цветы, издающие великолепный аромат. Пригнитесь к одному их них и вдохните его запах - это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Вы  чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулку. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью...пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно...в конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку, в нем находится то, чего Вам недоставало для полного счастья.. пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза».

Спасибо, уважаемые коллеги. Надеюсь, вы набрались сил, чтобы продолжать работу.

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Мы делаем гимнастику для рук, да и, работая с куклами, развивается и мелкая моторика, и крупная.

Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения - это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования.

Лепка из пластилина, очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, а также папье-маше. Такой деятельностью мы занимаемся, изготавливая куклы.

Всё что мы делаем с учащимися приносят тройную пользу ребёнку:

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интеллекта.

Деткам очень нравятся вышеперечисленные упражнения, они с удовольствием занимаются на занятиях и искренне радуются своим успехам.

Что необходимо для успешной работы с детьми с ОВЗ:

  1. Начинать разговор с похвалы.
  2. Обращать внимание на ошибки только косвенным образом.
  3. Не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках.
  4. Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других.
  5. Не приказывать, а задавать вопросы.
  6. Выражать одобрение по поводу каждой удачи.
  7. Создавать детям хорошую репутацию.
  8. Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.
  9. Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.

Театральная деятельность учащихся формирует у них навыки совместной деятельности, чувство общности, способность просить помощи у окружающих, а в конечном итоге способствует сплочению детского коллектива, профилактике асоциального поведения детей.

 

Категория: Методические рекомендации | Добавил: Alexey (23 Сен 2020)
Просмотров: 252 | Рейтинг: 0.0/0