Нужна ли школьнику и его родителям профориентация?
Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если он не знает куда, в какое профессиональное русло направить свои усилия?
Основной сложностью при выборе профессии остается отсутствие достаточной информации, или нежелание/неумение ее искать. Профессий тысячи, а наиболее востребованы среди абитуриентов только те, что на слуху, или которыми владеют люди из близкого окружения. Для изменения ситуации и повышения информированности граждан в настоящее время формируются различные перечни актуальных профессий, например, ТОП-50 востребованных рабочих профессий или Атлас новых профессий.
Часто выпускники, так и не определившись со своими профессиональными намерениями к моменту окончания школы, готовы поступать в учебные заведения, просто за компанию или куда скажут родители. Некоторые выбирают учебные заведения, в которые проще всего поступить, кому-то вообще все равно – главное, чтобы поближе к дому.
Хотя в идеале, каждому ребенку хорошо бы иметь индивидуальный образовательный маршрут: где будут указаны школьные предметы, которые он будет изучать углубленно, кружки/секции, которые будет посещать для формирования нужных компетенций, и так вплоть до направлений подготовки, на которые он будет поступать для овладения конкретной профессией с перечнем колледжей/техникумов/вузов, и составления нескольких запасных вариантов.
Некоторые старшеклассники искренне верят в то, что высшее образование дает 100% гарантию трудоустройства, а неэффективный вуз лучше хорошего техникума. Но практика показывает - получение среднего профессионального образования дает возможность понять свои склонности и интересы, получить определенный опыт и практику работы. И часто специалисту с таким образованием гораздо легче найти работу, потому что они очень востребованы на рынке труда. И при этом сохраняется возможность бесплатного получения высшего образования – когда молодой человек будет готов сделать осознанный выбор.
Крайне важен и выбор учебного заведения – их много и они разные. Так что следует очень внимательно изучить все достоинства потенциального вуза. Поинтересуйтесь, насколько давно ведется обучение по избранной вами специальности, преподавательским составом, как организовано обучение и практика.
Это лишь малая часть того, о чем нужно подумать и в чем нужно информационно «подковаться» школьнику и его родителям. И при желании это вполне реально.
Поддержать тех, кому непросто справиться с этим самостоятельно, призван специалист по профориентации. Он поможет сориентироваться в информации о востребованных профессиях, о ситуации на рынке труда и возможностях получения высшего или среднего профессионального образования и др., чтобы сообща выбрать для школьника наиболее отвечающий его интересам и способностям, а также потребностям рынка труда профессиональный путь.
- Методические рекомендации по профориентации:
- для учащихся
- для педагогов
- Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников
- Профессиональная ориентация обучающихся 5-6 классов
- Профессиональная ориентация обучающихся 7-8 классов
- Профессиональная ориентация учащихся 9 классов
- Педагогическое сопровождение детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
- Интернет-ресурсы для школьников и родителей по вопросам выбора профессии и планирования карьеры
- Интернет-ресурсы для педагогов: практики профориентационной работы
- Справочник "Программы вузов России - 2019"
- Профессиональные праздники
- Методическая копилка: в помощь педагогу
- Методическая копилка: для вас, родители