Конспект занятия объединения «Кукольный театр»
(для учащихся 7-10 лет)
Тема занятия «Работа над ширмой и за ширмой»
Артеева О.Г., педагог дополнительного образования
Вид занятия: закрепление учебного материала
Форма занятия: занятие-репетиция
Инвентарь и оборудование: ширма и куклы.
Цель занятия: Закрепление навыков работы над ширмой и за ширмой.
Задачи
Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к собственному труду и труду окружающих и формирование интереса к театру кукол.
Обучающие:
- Формирование знаний о работе над ширмой и за ширмой.
Развивающие:
- Развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей средствами кукольного театра.
- Развитие и совершенствование артистизма и навыка сценических воплощений.
Ход занятия:
- Организационный момент (приветствие, присутствующие, сообщение темы и цели занятия учащимся и т.п.) – 2мин
- Подготовка учащихся к восприятию учебного материала (воссоздать ситуацию с предыдущих занятий при работе над ширмой и за ширмой, задавать вопросы учащимся) - 3 мин.
- Какие постановки мы уже изучили? Какие ошибки допускали? А что получалось хорошо?
3. Основная часть занятия – мин.
Начинаем наше занятие традиционно с подготовки рук. Сегодня с нами упражнения проведет ………. (называю имя и фамилию учащегося)
Упражнение «Пальцы»
Первый вариант. Отведите пятый палец в сторону, потом прижмите к пятому четвёртый, к четвёртому – третий, к третьему – второй. Повторите упражнение в обратном направлении.
Второй вариант. Пальцы работают парами. Разведите в разные стороны сомкнутые вместе второй и третий, и четвёртый и пятый пальцы. Из исходного положения разведите в разные стороны второй и пятый пальцы, а третий и четвёртый оставьте сомкнутыми. Обе части упражнения делаются по очереди – оно развивает силу и подвижность пальцев.
Третий вариант. Исходное положение – ладонь с выпрямленными пальцами. По очереди сгибайте палец. Затем так же по очереди выпрямите пальцы.
Четвёртый вариант. По очереди вращайте пальцами руки по кругу в одну и другую стороны. Эти упражнения помогают добиться большой гибкости пальцев и их независимости друг от друга.
Упражнение «Ладонь»
Первый вариант. Руку согните в локте перед собой, между плечом и предплечьем – прямой угол, ладонь ребром в низ. Двигайте кистью вниз и вверх. Это упражнение развивает крупные боковые движения кисти, их силу и лёгкость.
Второй вариант. Положение то же, только кисти повёрнуты ладонями вниз. Работайте обеими руками одновременно, проделывайте круговые движения кистями к себе, потом от себя. Это упражнение развивает широкие круговые движения в запястье.
Третий вариант. Руки подняты на уровне ширмы по локоть. Работают ладони. Наклоняйте их вправо, влево, назад, вперёд.
Четвёртый вариант. Вращайте ладони по кругу.
Пятый вариант. Рука – щётка. Побелите ею воображаемый потолок, стены и т.д.
Теперь наши пальчики готовы к работе?
Сегодня мы будем работать над ширмой и за ширмой, и готовить новую постановку "Кто украл наше солнце" в четырёх действиях.
Сейчас к ширме выходят актёры первых двух действий, дублёры остаются и следят за актерами и замечают положительные моменты репетиции и ошибки, которые мы потом разберём (обсудим).
Напоминаю: тело кукловода – своего рода инструмент, с помощью которого он добивается выразительности. Актёр чувствует куклу, как живой организм во всех его проявлениях. Необходимо чтобы кукла стала продолжением руки и откликалась своей выразительной пластикой на все ваши чувства и мысли. Водить куклу нужно стоя на ногах или на коленях. Но всё-таки в полный рост удобней. Рука, водящая куклу, выпрямлена вверх от плеча. Не сгибайте руку в локте - кукла запрокидывается. Рука сгибается в локте, только когда кукла «входит» и «уходит». Кукла появляется с заднего плана, как бы издалека. Кукловод работает ногами так, как работает воображаемыми ногами кукла, т.е. походку изображает кукольник, а от него она передаётся кукле. Для «ухода» Кукловоду нужно сначала самому отвернуться от ширмы, а затем уйти. Ширма это не подставка для рук.
А сейчас физкультурная пауза – 3 мин.
Упражнения проведет – (фамилия ребёнка)
Продолжим репетировать остальные действия постановки – 10 мин.
- Обсуждение «Положительные моменты и ошибки репетиции постановки».
Вы сейчас просмотрели репетицию, ответьте на вопросы:
Каждая кукла полностью соответствует замыслу спектакля?
Какие требуются доработки?
Может от чего-то отказаться или на оборот, что то вставить и где?
Кто главный герой? Почему?
А вы себя так ведёте, как Каркада? А что вы делаете, когда видите мусор в лесу? - 5 мин.
- Заключительная часть. Подведение итогов – 2 мин.
Отметить положительные проявления на занятии и отрицательные.
Если занятие-репетиция вам понравилась, поднимите куклы вверх, а если нет, то опустите вниз.
Спасибо за занятие! Следующее занятие__(называю дату и время следующего занятия). До свидания! |