На каждом уроке учитель влияет на мотивацию ученика.
Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии
мотива достижения. Эта технология включает в себя не только создание
особой учебной программы, но и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на
уроке.
По сути, всю работу учителя по формированию мотивации
достижения можно свести к следующим моментам:
·
Ориентация
на реалистический уровень притязаний.
·
Развитие
чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе).
·
Поддержка
уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.
Каким образом это можно осуществить?
1. При развитии
мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности. Проводите
индивидуальные беседы для обсуждения достижений и неудач, интересуйтесь
отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
2.
Учащиеся
приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения. Для сильных
учащихся готовьте дополнительные задания. Ученикам, которые стремятся к
избеганию неудач, лучше давать задания, которые оградят их от публичного
осуждения и критики.
3. В начале
изучения темы сообщайте о том, чему дети должны научиться и какие формы работы
и проверки знаний могут быть использованы. Предложите детям самим выбрать
варианты работы.
4.
Предложите
всем ученикам выбрать приемлемый для них уровень сложности заданий, а одаренным
или отстающим – разработать с вами индивидуальные планы обучения. Помогайте им
ставить перед собой реальные цели. Советуйте записывать эти цели в тетрадь и
отмечать, где и как они будут работать над достижением этих целей, что им для
этого понадобится.
5.
Помогайте
ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда. После выполнения
задания попросите рассказать, что было особенно трудно и как они с этим
справились. Обсуждайте причины не только успехов, но и неудач.
6.
Старайтесь
создать ситуацию успеха на уроке (атмосфера доверия, обращение по имени,
доброжелательный визуальный контакт, постоянное проявление интереса к ученику,
сопереживание ему). Помогите ученику снять чувство страха, окажите скрытую
помощь, дайте совет, как лучше выполнить планируемое. Не бойтесь авансировать
ученика, называя его достоинства: авансирование в присутствии коллектива
мобилизует активность ребенка и он прикладывает максимум усилий, чтобы
оправдать данную ему характеристику.
7.
Используйте
прием положительного подкрепления и вселяйте в ученика веру в его будущие
успехи.
8. И самое
главное: уважаемые коллеги, будьте осторожны в своих оценках! Оценивайте не
человека, а деятельность и отношение ребенка к ней.
9. Сделайте
ситуацию успеха достижимой. Выбирайте такие задания, при выполнении которых
ученики чаще добиваются успехов, чем неудач. Если у них возникают проблемы,
раздробите изучаемый материал на несколько разделов. Выбирайте адекватную
методику преподавания предмета.
Успехов Вам! |