Четверг
25 Апр 2024
19:58
Категории раздела
Советы психолога педагогам [48]
Советы психолога родителям [112]
Советы психолога подросткам [47]

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МАУДО "ЦДОД" г.Усинска

Насилие в образовательном учреждении

Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования актуален как в России, так и во всем мире. По данным Организации Объединенных Наций, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт.

Насилие в образовательном учреждении - это спланированные или спонтанные проявления агрессивных действий, имеющих своей целью проявление доминирования и/или унижения, происходящие на территории, в помещениях образовательной организации во время занятий, перемен, а также по пути в школу и обратно домой, на мероприятия и с мероприятий, проводимых школой или во время этих мероприятий (например, экскурсий).

 

Виды насилия в образовательной среде:

1. Сексуальное насилие в образовательных учреждениях чаще встречаются в виде нежелательных объятий и прикосновений, в том числе к половым органам, реже - обнажения своих гениталий, показа порнографии, подглядывания и т.д. К этому виду относятся так же унижающие достоинство высказывания и нежелательные притязания сексуального характера — заигрывания, ухаживания и домогательства, а также любые другие действия, направленные на притеснение человека, отклонившего подобные притязания. В большинстве случаев высказывания и притеснения сексуального характера и домогательства пугают, унижают и снижают чувство самоуважения у несовершеннолетних и могут вызвать их преждевременное выбытие из образовательного учреждения.

2. Психологическое насилие в условиях образовательной организации встречается в виде насмешек; обзывания (присвоение обидных кличек); высмеивания; отказа от общения; недопущения в группу, в игру; а также оскорблений, унижений и грубых слов, которые передают пострадавшему, что он или она является неуважаемым, никчемным, бесполезным человеком, непринятым группой сверстников или всем сообществом (классом, школой).

3. Физическое насилие. Несмотря на законодательные запреты, сами педагоги и другие работники образовательных организаций иногда прибегают к мерам физического воздействия для поддержания дисциплины или наказания учеников. Чаще всего они используют шлепки, подзатыльники, удары рукой или каким-либо предметом, но могут также толкать, ставить детей в угол, принуждать их оставаться в неудобной позе и т.д.

4. Нанесение ущерба в образовательной организации проявляется в порче и/или насильственном отбирании имущества (одежды, школьных принадлежностей, личных вещей, телефонов и др.) и денег у учащихся или работников. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство — разовое или периодическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашения каких-то сведений, распространение слухов и сплетен. При подобных действиях наносится не только материальный, но и моральный ущерб от причиненных физических и нравственных страданий (боли, страха, унижения).

5. Дискриминация по любому признаку. Еще одним из часто встречающихся видов насилия в образовательной организации является дискриминация, которая подразумевает предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, этнического происхождения, пола, религиозной принадлежности, инвалидности или любого другого признака.

 

Факторы насилия в образовательном учреждении.

1. Личностные факторы.

Как правило, дети и подростки, совершающие насильственные действия, ведущие себя агрессивно, отличаются некоторыми индивидуальными, психологическими особенностями: гиперактивностью, импульсивностью, низким уровнем контроля над своим поведением и эмоциями, рассеянным вниманием, невысокой успеваемостью в школе, высокой склонностью к гневу. Во многих случаях с насилием и издевательствами сталкиваются дети, которые не могут постоять за себя физически, не находят в себе душевных сил сопротивляться и не могут найти поддержку среди сверстников и взрослых (родителей, учителей).

2. Семейные факторы.

Важным фактором, повышающим вероятность проявления насилия в образовательном учреждении, является семейная ситуация учащихся: социально-психологическое неблагополучие в семье, отсутствие контроля за жизнедеятельностью ребёнка со стороны родителей, опыт насильственных отношений внутри семьи, отсутствие теплых доверительных отношений с родителями, эмоциональная холодность и низкая степень сплоченности членов семьи, отсутствие взаимной поддержки.

3. Фактор среды.

Неблагоприятный социально-психологический климат в образовательном учреждении, стресс, вызванный учебой и отношениями со сверстниками и учителями, отсутствие должного контроля со стороны учителей, их нежелание справляться с отдельными проявлениями насилия и неумение оказывать адекватную и своевременную помощь участникам насилия, а также равнодушие к происходящему со стороны учащихся и их родителей создают благоприятную среду для появления и повторения единичных случаев насилия и их перерождения в систематическую травлю.

4. Ситуативные факторы.

Совершению насильственных действий могут способствовать или препятствовать определенные, так называемые ситуативные факторы, в числе которых: место и время: чаще всего насилие совершается во время перемен в коридорах, туалетах, на игровых площадках, в раздевалках перед уроками физкультуры или после них, а также в других укромных местах, где нет взрослых.

5. Социальные факторы.

Характер и распространенность насилия в образовательных учреждениях часто отражает ситуацию с насилием в обществе в целом, что, в свою очередь, отражает социально-экономические и политические условия, культурные нормы, традиции и ценности, законы и их соблюдение. Среди социальных факторов возникновения насилия в целом и буллинга в частности — гендерные стереотипы, социально-экономическое неравенство и влияние средств массовой информации.

 

В образовательном учреждении, где реализуется политика недопущения насилия, должностные инструкции преподавателей могут быть дополнены специальными положениями, в соответствии с которыми учитель, классный руководитель:

1. использует в своей деятельности только методы гуманной педагогики, средства и формы обучения и воспитания в соответствии с возрастными, гендерными, психологическими и физическими особенностями учащихся;

2. неукоснительно соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, этические нормы при общении с учащимися, родителями, коллегами, руководством, одинаково относится ко всем учащимся, не допускает высказываний и других действий дискриминационного характера в отношении учащихся, их родителей и/или других членов семьи ни по какому признаку (полу, национальности, религиозным взглядам, социальному статусу, экономическому, семейному положению и т.д.);

3. информирует учащихся и их родителей о правилах поведения в образовательной организации, политике образовательной организации в отношении насилия; при необходимости совместно с учащимися разрабатывает правила поведения в классе (группе);

4. формирует и поддерживает в классе (группе) такую среду, которая бы в полой мере учитывала потребности, интересы и права каждого учащегося, включая учащихся с особенностями развития и поведения и ученического коллектива в целом; поддерживает с учениками теплые и доверительные отношения;

5. формирует содержание образовательных программ и обеспечивает их таким образом, чтобы оно было доступно всем учащимся, в том числе имеющим особенности в развитии и вновь прибывшим ученикам;

6. использует уроки и другие формы занятий с учащимися как средство профилактики насилия — на уроках рассматривает вопросы, связанные с уважением, гендерным равенством, принятием многообразия (другого человека, другой точки зрения, других ценностей, форм самовыражения) и неприятием насилия;

7. во время внеурочной деятельности формирует у учащихся навыки межличностного общения, умения договариваться и разрешать конфликты мирным путем;

8. осуществляет постоянное наблюдение за коллективом учеников с целью раннего выявления межличностных конфликтов, формирования группировок, изоляции и травли замкнутых, малообщительных, эмоционально нестабильных обучающихся, в том числе, имеющих особенности развития и поведения, и своевременного оказания им помощи и поддержки;

9. привлекает психолога и социального педагога для диагностики и улучшения социально-психологического климата в классе (группе), разбора случаев насилия, проведения бесед с его участниками и другими учащимися, консультирования родителей;

10. не оставляет без внимания сообщения о случаях насилия, пресекает агрессивное поведение, разнимает конфликтующие стороны, принимает такие воспитательные и дисциплинарные меры, которые дадут долговременный эффект и не усугубят ситуацию;

11. своевременно обсуждает с родителями проблемы в поведении учащихся (проявления агрессии или застенчивости, изоляции и др.) и совместные действия по их преодолению;

12. в случае совершения насильственных действий учащимся или в отношении учащегося, действует в соответствии с установленным в образовательном учреждении порядком.

 

Как вести себя, если Вы столкнулись с насилием в образовательной организации

  1. Прекращение насилия

Став свидетелем издевательства или драки, или узнав о них, работники образовательного учреждения должны немедленно вмешаться, при необходимости, призвать на помощь охранников или коллег. Главная задача - разнять стороны, прекратить насилие и, в случае необходимости, оказать первую помощь пострадавшим. Так же должны поступить и учащиеся - немедленно сообщить взрослым, призвать участников прекратить насилие, разнять дерущихся.

  1. Оказание первой помощи

До прибытия медицинского работника (или при его отсутствии) первую помощь пострадавшему оказывает любой работник образовательного учреждения, который при обнаружении (или подозрении на наличие) у пострадавшего травм и повреждений вызывает скорую медицинскую помощь и незамедлительно информирует о происшествии родителей (если пострадавший - ребенок).

  1. Информирование о случае

Об инциденте необходимо проинформировать классного руководителя (кураторов) участников конфликта, ответственного заместителя директора, директора образовательного учреждения, а в их отсутствие — дежурного администратора. В зависимости от ситуации, характера и последствий случая, директор образовательного учреждения информирует о нём вышестоящий орган (Управление Образования), правоохранительные органы и местную администрацию.

  1. Разбор и регистрация случая

Сразу же после инцидента следует поговорить по отдельности с пострадавшими, обидчиками и свидетелями. Такую беседу, как правило, проводит классный руководитель (куратор), при необходимости в ней участвует психолог образовательного учреждения. Если выявлены ранее произошедший случай насилия или регулярные издевательства, то первую беседу следует провести с пострадавшим, и лучше всего, если это сделает педагог, которому пострадавший доверяет. Затем надо поговорить с обидчиком и свидетелями.

В разборе жалоб и случаев насилия могут принимать участие психолог, социальный педагог, медицинский работник, уполномоченный по правам ребенка образовательной организации, а в случае серьезного происшествия - представители вышестоящего органа - Управления Образования, Органов Внутренних Дел, правозащитных организаций.

 

Материал обработала И. В. Скубий,

педагог-психолог

Источник:

«Школа без насилия. Методическое пособие»

(под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер)

Категория: Советы психолога педагогам | Добавил: Администратор (07 Окт 2015)
Просмотров: 4557 | Рейтинг: 5.0/1