У многих учителей нет достаточно четких
представлений о том, кого из подростков следует считать трудным, педагогически
запущенным. Они относят к этой группе детей, имеющих аномалии и отклонения в развитии,
причиной которых служат этиологические факторы: всех подвижных и недостаточно
организованных учеников, допускающих частичные нарушения дисциплины вследствие
особенностей своего темперамента; всех подростков, у которых ярко проявляется стремление
к самостоятельности, крепнущее чувство собственного достоинства, нетерпимость к
нарушениям педагогического такта. Все это мешает четкому пониманию сущности
вопроса.
Рекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие
признаки:
1. Наличие исходной физической и
психической полноценности ребенка (в отличие от детей с аномалиями и детей, подлежащих
обучению в специальных школах).
2. Наличие отрицательных проявлений и
отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности
со значительной степенью устойчивости (в отличие от детей, эпизодически
проявляющих отклонения такого порядка).
3. Обусловленность этих отклонений
недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых
факторов (улица, среда).
4. Постоянное и устойчивое сопротивление
воспитанию.
Таким образом, трудные – это здоровые в
физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию
вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по
форме проявлений отклонения в нравственном развитии и поведении, обусловленных
недостатками воспитания.
Советы классному руководителю,
воспитателю, педагогу.
1. Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе,
выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании
свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив
класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы,
увлечения и использовать их в воспитательных целях.
2. Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его
в том, в чем его вина не доказана.
3. Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не
вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя.
4. Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при
этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты
совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты
хулиган».
5. Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения давать волю чувствам, изливая их
в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это
отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с
ним.
6. Классный руководитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать
надежду не исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы
положительных изменений.
Трудный школьник, давно
привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к
похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в
поведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не
оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.
Быть доброжелательным и строгим,
уступчивым и принципиальным; не делать поблажек трудному подростку, не
заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать.
Скубий И.В.,
педагог-психолог ЦДОД |