Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10
лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением
в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6-7 лет.
Школа берёт на себя ответственность через формы различных собеседований
определить готовность ребёнка к начальному обучению. Семья принимает решение о
том, в какую начальную школу отдать ребёнка: государственную или частную.
Поступивший в школу ребёнок автоматически
занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются
постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые,
учитель, даже посторонние люди общаются с ребёнком не только как с уникальным
человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно -
вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.
К концу дошкольного возраста ребёнок
представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том,
какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит
занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, он
открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих
отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он
ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и
соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он
умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания,
умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он
уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе ("Я хороший"), но, прежде всего
тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно
развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в
развитии личности ребёнка выступает преобладание мотива "Я должен"
над мотивом "Я хочу".
Один из важнейших итогов психического развития
в период дошкольного детства - психологическая готовность ребёнка к школьному
обучению. И заключается она в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу
складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику.
Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под
влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.
Младший школьный возраст обещает ребёнку
новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребёнок в
начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия,
которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение,
физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На
основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне
умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и
мышлению (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
В период дошкольного детства в
перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребёнок обучается рефлексии
на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретённые рефлексивные
способности оказывают ребёнку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в
отношениях с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность
требует от ребёнка особой рефлексии, связанной с умственными операциями:
анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а
также контролем над вниманием, мнемоническими действиями, мысленным
планированием и решением задач.
Новая социальная ситуация вводит ребёнка
в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной
произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских
действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за
умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает
условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребёнка,
поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не
только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка.
Ребёнок дошкольного возраста живёт в
условиях своей семьи, где обращенные к нему требования сознательно или
бессознательно кореллируются с его индивидуальными особенностями: семья обычно
соотносит свои требования к поведению ребёнка с его возможностями.
Другое дело - школа. В класс приходит
много детей, и учитель должен работать со всеми. Это определяет
неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает психическую
напряженность ребёнка. До школы индивидуальные особенности ребёнка могли не
мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и
учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни
ребёнка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути
развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти
отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность,
вызывают угнетенные состояния и т. д. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся
на него испытания.
Общая сензитивность к воздействию
окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию
адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве
случаев ребёнок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей
деятельностью становится учебная деятельность. Помимо усвоения специальных
умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и
др., ребёнок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных
форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится
действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.
В новых отношениях со взрослыми и со
сверстниками ребёнок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной
деятельности, притязая на признание, ребёнок упражняет свою волю к достижению
учебных цепей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан
сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или
зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять
напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.
В конце периода детства ребёнок
продолжает развиваться телесно (совершенствуются координация движений и
действий, образ тела, ценностное отношение к себе телесному). Телесная
активность, координированность движений и действий направлены как на общую
двигательную активность, так и на освоение специфических движений и действий,
обеспечивающих учебную деятельность. Учебная деятельность требует от ребёнка новых
достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления; создаёт
новые условия для личностного развития ребенка. Источник:
Мухина В. С. "Возрастная
психология: феноменология развития, детство, отрочество" Обработала: Скубий И. В., педагог-психолог |