Рекомендации
классным руководителям и учителям-предметникам 5-х классов
Что необходимо
учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения,
воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?
-
Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные
трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование
личности ребенка.
- Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.
-
Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.
Что необходимо
грамотно осуществлять?
- Отслеживание хода развития процессов обучения,
воспитания.
- Процесс социализации ребенка в коллективе.
Что поможет
ребенку учиться успешнее?
-
Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.
- Ориентация на успех.
- Выбор личностно-ориентированных
образовательных технологий.
-
Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих
способностей.
- Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых
ситуациях.
- Формирование общих учебных умений и
навыков.
-
Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего
образования.
Рекомендации классным руководителям 5-х классов.
Классный
руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его
функции - лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного
руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом —
результаты учебной деятельности.
Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет
сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он
не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный
процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.
Если
классный руководитель - лишь равнодушный исполнитель своих прямых
функциональных обязанностей, не «болеет»
за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о
сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и
привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от
него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло
не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?
1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей,
способствовать установлению контакта родителей с ними.
2.
Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки
и т. д.).
3. Постоянно поддерживайте контакт со школьным психологом и социальным педагогом.
4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф.И.О.
учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые
ставятся на парту на каждом уроке).
6.
Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье,
здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
7.
Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных
особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
Рекомендации учителям-предметникам.
1.
Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности
пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
2.
Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их
с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3.
Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе.
5.
На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях
выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический
режим, критерии оценок).
6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
7.
Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8.
Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений
должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а
не ее снижению.
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика
(нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
10.
Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса.
Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в
своей работе.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
12.
Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные
работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом
личностных особенностей и достижений каждого ученика.
13.
Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец,
хороший ответ, справился» и т. д.).
14.
Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты,
благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
15.
Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка,
его здоровье, семейных отношениях.
16.
Не допускайте педагогического манипулирования.
17.
В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное»
обучение.
18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
19.
Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности
пятиклассника в течение дня, недели.
20.
Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и
связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания,
двигательная активность и т.д.
Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам среднего
звена от педагогов начальной школы и учеников пятых классов.
•
Помните: идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
• Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
•
Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не на прописанные
в учебниках.
• Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и
поверили в себя и свои силы.
•
Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая
былое и не давая негативного прогноза на будущее.
•
Будьте с детьми вежливыми.
•
Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
•
Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство
поддержания дисциплины.
• Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший
результат.
• Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка,
чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на
ответе и успокоиться.
•
Вызвав ребёнка к доске, дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не
имеющими отношения к объясняемому материалу.
•
Вызвав ребёнка к доске и дав ему задание для выполнения, отойдите, не «стойте
над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
•
Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
•
Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком
(погладить по голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт
сосредоточиться.
•
Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из
одноклассников - вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
•
Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету (в начале
урока, а не после ответа у доски).
•
Классные руководители, уделяйте своим детям хотя бы 5-10 минут в день, даже
если в этот день Вы у них ничего не проводите; просто подойдите, навестите их и
поприветствуйте.
Скубий И.В.,
педагог-психолог |