Единственное противоядие от разрушительного действия насилия —
это поиск мира внутри собственной души.
Это целительное средство не так-то легко получить,
но оно стоит любых усилий.
Кристофер Паолини
Понятие «насилие» прочно вошло в сознание человека в начале XXI века. Никто не будет отрицать, что это явление распространено и опасно. Вопрос предупреждения ситуаций насилия не только в семье, но и в системе образования очень актуален как во всём мире, так и в России. По данным ООН, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт.
На данный момент в научной литературе нет единого определения понятия «насилие». Между авторами существуют большие разногласия о том, какие действия могут рассматриваться как насильственные. Т.Я. Сафонова предлагает более широкое определение: «Под насилием над ребёнком понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода». Некоторые авторы, например, Н.О. Зиновьева и Н.М. Михайлова, ограничивают насилие только действиями, наносящими ребёнку психическую травму. Наиболее подходящим определением насилия над детьми является определение Д. Гила - «действия препятствующие достижению ребенком его физического или психологического потенциала».
«Школа - второй дом», - так привыкли говорить об образовательном учреждении. Как же так получается, что в школе ребёнка тоже могу обижать? К сожалению, бывает всякое, и чтобы избежать случая насилия в образовательном учреждении, необходимо вести правильную работу по профилактике и предотвращению случаев насилия.
Грамотно построить эту работу вам поможет методическое пособие «Школа без насилия» (под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер). В представленном пособии предпринята попытка авторов описать такое явление, как насилие в образовательной среде; представить некоторые зарекомендовавшие себя подходы к профилактике насилия и реагированию на его случаи в условиях общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях. Оно разработано на основе методического пособия «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях», подготовленного при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве, в разработке и обсуждении которого приняли участие специалисты министерств образования, образовательных организаций и общественных организаций стран Восточной Европы и Центральной Азии.
Данное методическое пособие предназначено для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений. В пособии приведена сущностная характеристика насилия, анализ причин его проявлений и возможных последствий. Пособие носит практический характер и предлагает организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и сотрудников по предотвращению, выявлению, реагированию на факты насилия и организации помощи пострадавшим. В нем используются, как наиболее употребляемые термины и понятия, так и узкоспециальные термины.
И. В. Скубий,
педагог-психолог |