Вторник
23 Апр 2024
09:14
Категории раздела
Советы психолога педагогам [48]
Советы психолога родителям [112]
Советы психолога подросткам [47]

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МАУДО "ЦДОД" г.Усинска

Советы педагогам-психологам «ЕГЭ: трудности и стратегии поддержки старшеклассников»

Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ: когнитивные, личностные и процессуальные.

  1. Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями.

В чём заключаются трудности? Прежде всего, значительную трудность может представлять сама работа с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.

Чем может помочь психолог? Необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают успешность в выполнении заданий ЕГЭ. По мнению многих психологов, это, преимущественно, хорошая и оперативная память. В отличие от традиционного экзамена, тесты, не имеющие логической связи между заданиями, требуют умения оперировать большим объёмом данных и быстро переключаться с одной темы на другую. В своей работе с выпускниками при подготовке к ЕГЭ для преодоления когнитивных трудностей можно использовать игры и задания, основанные на материале школьных предметов, причём не столько акцентируются фактические знания, сколько развиваются навыки оперирования понятиями и переключения. Пример такого упражнения - модификация известной игры «Ассоциации» , где в качестве ассоциируемых понятий используются термины из школьных курсов биологии, физики и др. Инструкция имеет следующий вид: «У ведущего в руках мяч. Он может бросить его любому игроку и назвать любое понятие из … (называется предмет). Задача игрока - поймать мяч и назвать ассоциацию с этим понятием, после чего игрок становится ведущим». Игру можно усложнить, используя штрафные очки за ассоциации, не связанные с предметом, или вводя бонусы за тематические ассоциации.

  1. Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.

В чём заключаются эти трудности? Прежде всего, это отсутствие полной и чёткой информации о процедуре единого государственного экзамена. При традиционной форме сдачи экзамена он может рассчитывать на поддержку со стороны родителей, старших товарищей, учителей. Все они, так или иначе, сталкивались с экзаменом на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом. ЕГЭ - это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так! Известно, что дефицит информации повышает тревогу. Это способствует тому, что у ученика появляется иррациональное убеждение по поводу ЕГЭ, никак не обоснованное и от этого ещё более пугающее.

Вне зависимости от того, как учителя относятся к ребёнку, их поведение предсказуемо, что во многом способствует снижению тревоги, которую испытывает ребёнок. Фактически, на традиционном экзамене ученик, с одной стороны, находится в ситуации большей психологической защищенности. С другой стороны, эта защищённость может оборачиваться необъективностью педагога.

При сдаче ЕГЭ выпускники лишены такой поддержки. Там всё чужое - взрослые, дети, помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании.

Раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода репетицией вступительных экзаменов, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при поступлении в институт. ЕГЭ - это сразу два экзамена: выпускной и вступительный; и это повышает его субъективную значимость, а, следовательно, и уровень тревоги учащихся.

В итоге, хотелось бы отметить, что основное следствие личностных трудностей - это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога - это весьма энергоёмкое занятие. Чем больше ребёнок тревожится, тем меньше сил у него остаётся на учебную деятельность.

Чем может помочь психолог? Прежде всего, очень важно представить достаточно информации о том, что такое единый государственный экзамен, уделив особое внимание его позитивным сторонам.

Очень полезным будет также выяснение тех убеждений, которые существуют у детей по поводу ЕГЭ. Это может быть «мозговой штурм» или дискуссия, где дети смогут поделиться своими страхами и опасениями. Психолог в этом случае выступает в роли эксперта, помогающего оценить обоснованность и правдоподобность тех фантазий, которыми выпускники делятся друг с другом.

Необходимо также привлечь к этой работе родителей и педагогов, так как они, вольно или невольно, могут поддерживать тревоги выпускников.

  1. Процессуальные трудности связанны с самой процедурой единого государственного экзамена. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

В чём заключаются эти трудности? Можно выделить несколько групп.

- Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура единого государственного экзамена предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для учащихся. Обычно дети фиксируют свои ответы на том же листе, где записаны вопросы, по необходимости пользуясь черновиком. Процедура ЕГЭ разводит вопрос и ответ, что создаёт для детей дополнительные сложности. У них может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка.

- Трудности, связанные с ролью взрослого. Обычно на экзамене педагог (особенно работающий в данном классе) совмещает функции поддержки и оценки. В ситуации ЕГЭ присутствующие педагоги - это только наблюдатели, что также может повышать тревогу у выпускников.

- Трудности, связанные с критериями оценки. Контраст с привычными проверочными процедурами действительно велик (обычно есть личный контакт с экзаменатором, здесь - отсутствие такового).

- Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. Обычно ученики не имеют права оценивать содержание предлагаемого им задания и тем более оспаривать полученные ими оценки, тогда как процедура ЕГЭ предполагает обе эти возможности.

Чем может помочь психолог?  Хороший поддерживающий эффект оказывает не просто рассказ о процедуре ЕГЭ, но и её проигрывание, причём в юмористической форме. Комическое представление пугающей ситуации способствует снижению у детей напряжения и тревоги. Такое проигрывание может также включать совместное с детьми сочинение комических вопросов и подготовку юмористических заданий друг для друга.

Кроме того, психолог может помочь в выработке индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника.

 

Материал обработала И. В. Скубий, педагог-психолог

Источник: www.1580.ru

Категория: Советы психолога педагогам | Добавил: Sis_аdmin (27 Мар 2015)
Просмотров: 681 | Рейтинг: 5.0/1