Подростковый возраст связан с переходом
от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно
новому, специфичному для общения взрослых людей.
Избавление от родительской опеки
является универсальной психологической целью подросткового возраста. Период
перехода связан с тем, что родительская опека постепенно замещается
зависимостью подростка от других институтов социализации (с сохранением
эмоциональных связей с родителями и своей семьей).
Этот переход создает трудности и для
взрослых, и для самого подростка.
Формированию у взрослых равноправного
отношения к подростку мешают:
1) неизменность общественного положения
подростка — он по-прежнему школьник;
2) полная материальная зависимость от
родителей;
3) привычный стиль взрослых в воспитании
— направлять и контролировать ребёнка;
4) сохранение у подростка детских черт в
поведении.
Поэтому успешность воспитания подростка
в немалой степени зависит от преодоления взрослыми своего стереотипного
отношения к нему как к ребёнку.
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый
возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности
предшествующего периода. Учебная деятельность разворачивает подростка от
направленности на мир к направленности на самого себя, и центральным становится
вопрос «Что я такое?»
В связи с этим вновь возникают трудности
в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов,
уход из школы, так как главное для него происходит теперь вне школы); ребёнок
стремится войти в детские компании (поиски друга, поиски того, кто может его
понять); иногда он начинает вести дневник.
Поскольку никакого места в системе
отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, он находит его в детском
сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского
сообщества над взрослым. Здесь-то и складывается новая социальная ситуация
развития, здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся
социальные взаимоотношения.
Источник: Сапогова Е. Е. «Психология
развития человека»
Обработано Скубий И. В.,
педагогом-психологом |