Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15
лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество - период
жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит
проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной чёткостью
определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его
окончании. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не
институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и
меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и
молодость.
Психоаналитик П. Блос попытался решить
проблему окончания периода отрочества, выделив четыре психологических критерия,
позволяющих провести границу между типичными структурами подросткового и
взрослого самосознания: 1) вторичный процесс индивидуализации; 2) временная
протяжённость самосознания (осознание реальности времени, необходимость
правильного понимания своего прошлого и составления планов на будущее); 3)
формирование половой принадлежности; 4) «Я»-концепция.
Процесс формирования новообразований,
отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить
неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и
«взрослое». По Л. С. Выготскому, в его социальной ситуации развития
наличествуют две тенденции:
1) тормозящая развитие взрослости
(занятость школьной учёбой, отсутствие других постоянных и социально значимых
обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т. п.);
2) овзросляющая (акселерация, некоторая
самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т. п.).
Это создаёт огромное разнообразие
индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте - от школьников, с
детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к
некоторым сторонам взрослой жизни.
Обобщенно можно выделить следующие зоны
развития и основные задачи развития в подростковом возрасте.
Пубертатное развитие (охватывает
временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого
периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребёнка претерпевает значительные
изменения. Это влечёт за собой две основные задачи:
1) необходимость реконструкции телесного
образа «Я» и построение мужской или женской «родовой» идентичности;
2) постепенный переход к взрослой
генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и
соединением двух взаимодополняющих влечений.
Когнитивное развитие (от 11-12 до 16
лет). Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и
количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания
мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными
достижениями: 1) развитием способности к абстрактному мышлению; 2) расширением
временной перспективы.
Преобразования социализации (преимущественно
на отрезке от 12-13 до 18-19 лет). Отрочество также характеризуется важными
изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние
семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником
референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения
протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение
от родительской опеки; 2) постепенное вхождение в группу сверстников,
становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции
и сотрудничества с партнёрами обоих полов.
Становление идентичности (выходит за
границы отрочества и охватывает время от 13-14 до 20-21 года). В течение всего
подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность,
преобразующая представления индивида о себе и о другом. Становление
психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового
самосознания, включает три основные задачи развития: 1) осознание временной
протяжённости собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей
проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризированных
родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают
цельность личности (в основном речь идёт о выборе профессии, половой
поляризации и идеологических установках). Открывается подростковый возраст
кризисом, по которому часто и весь период именуют «критическим», «переломным», хотя
у современных подростков он не так остр, как принято считать.
Исследования отроческого возраста,
проведённые в 70-80-х годах XX века в Европе и США, показали, что, например,
явные конфликты с родителями достаточно редки, поскольку большинство подростков
тщательно их избегают, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Группа
сверстников же выступает как особое социальное пространство - пространство
приобретения опыта и поддержки стремления к эмансипации, а не как место
социально отвергаемого поведения. Большинству американских и европейских
подростков не свойственна и поляризация установок; их ценности характеризуются
высокой конформностью по отношению к доминирующим в обществе стереотипам и
родительским мировоззренческим позициям.
По данным многочисленных исследований и
опросов, для подростков нетипичны ни личностные кризисы, ни крах «Я»-концепции,
ни тенденции к отказу от ранее приобретённых ценностей и привязанностей. Им
свойственно стремление к консолидации своей идентичности, характеризующейся
сосредоточенностью на своем «Я», отсутствием противоречивых установок и в целом
отказом от любых форм психологического риска. Они сохраняют также сильную
привязанность к родителям и не стремятся к излишней самостоятельности в
мировоззрении, социальных и политических установках. Поэтому сейчас все больше
говорят о том, что период «бури и натиска» - в большей степени проекция
взрослых фантазий на отрочество, чем реальность, и связывают традиционные
описания отрочества с тем, что они были выполнены на невротичных,
неблагополучных подростках, несовершеннолетних правонарушителях и клиентах
психологов и психиатров.
Существует множество фундаментальных
исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Так, «отцом
подросткового возраста» принято называть С. Холла, поскольку именно он впервые
в 1904 г. предложил концепцию данного возраста и очертил круг связанных с ним
проблем.
С. Холл считал, что подростковая стадия
в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это
промежуточная стадия между детством — эпохой охоты и собирательства, и взрослым
состоянием — эпохой развитой цивилизации. Она воспроизводит эпоху хаоса, когда
животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями
социальной жизни. Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном
стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм,
смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло не только в психологию, но
и в культуру.
С. Холл впервые описал амбивалентность и
парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий,
присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к
изнурению, безумная весёлость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в
застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом, высокие нравственные
стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется
замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая
любознательность — в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение
к нему, стремление к реформаторству — в любовь к рутине, увлечение наблюдениями
— в бесконечные рассуждения. С. Холл называл этот период периодом «бури и
натиска», описывая его содержание как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает чувство индивидуальности.
Для психоанализа пубертатный расцвет
связан с неизбежным возрождением конфликтов эдипова комплекса; с наступлением
отрочества активизируются все проблемы, отражающие кровосмесительные влечения к
родителю противоположного пола. Чтобы восстановить равновесие и отношение к
родительским образам, «перевернутые» этим отходом к периоду эдипова комплекса,
подросток в целях самоутверждения вынужден отказаться от идентификации с
родителями.
Как С. Холла, так и 3. Фрейда принято
считать сторонниками биологического универсализма в подходе к отрочеству:
кризис подросткового возраста они считали явлением неизбежным и универсальным
из-за его биологической предопределенности, связанной с половым созреванием.
В противовес биологическому
универсализму в 20-30-е годы XX века стало набирать силу социогенетическое
направление, толковавшее природу возраста со стороны социальных условий,
обучения, воспитания. Это направление было подкреплено исследованиями М. Мид,
доказавшей несостоятельность представлений о неизбежности подросткового кризиса
изучением взросления девочек-подростков на о. Самоа. Она обнаружила
существование гармоничного, бесконфликтного перехода от детства к взрослости и
подробно описала условия жизни, особенности воспитания, обряды инициации и
отношения детей с окружающими. В исследованиях антропологов было опровергнуто
обязательное наличие эдипова комплекса у мальчиков, который 3. Фрейд считал
базой подросткового кризиса.
К. Левин поставил отрочество в контекст
социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира
взрослых, оказывается между социальными группами, «неприкаянным», что порождает
особую подростковую субкультуру.
Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер
в книге «Психология юношеского возраста» разработал культурно-историческую
концепцию подросткового возраста, считая его возрастом врастания в культуру. Он
считал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в
объективный и нормативный дух данной эпохи.
Э. Шпрангер описал 3 типа развития в
отрочестве.
Первый тип характеризуется резким,
бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение,
в итоге которого возникает новое «Я».
Второй тип развития — плавный,
медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без
глубоких и серьёзных сдвигов в собственной личности.
Третий тип представляет собой такой
процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и
воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он
характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Главные новообразования возраста, по Э.
Шпрангеру, — открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей
индивидуальности, а также чувство любви.
Ш. Бюлер определяет подростковый возраст
как период созревания, когда человек становится половозрелым.
Основная его характеристика - то, что Ш.
Бюлер называет психической пубертатностъю, Допубертатный период она считает
детством, а заключительную часть пубертатного периода — юностью. Психическая
пубертатность связана с вызреванием особой биологической потребности —
потребности в дополнении, которая выводит подростка из состояния
самоудовлетворенности и спокойствия и побуждает к поискам сближения с существом
другого пола.
Ш. Бюлер отличает психическую
пубертатность от телесной (физической), которая приходится в среднем у
мальчиков на период между 14-16 годами, у девочек — между 13-15 годами. С
ростом культуры период психической пубертатности удлиняется по сравнению с
периодом физической, что и является причиной многих трудностей в эти годы.
Превращение подростка в юношу
проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за
негативной фазой жизнеотрицания, присущей пубертатной стадии, следует фаза
жизнеутверждения, характерная для юношества.
Основные черты негативной фазы:
повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство, лёгкая
возбудимость, а также «физическое и душевное недомогание», которые находят своё
выражение в драчливости и капризности. Подростки неудовлетворены собой, и эта
неудовлетворённость переносится на окружающий мир, иногда приводя их к мысли о
самоубийстве. К этому присоединяется и ряд новых внутренних влечений к тайному,
запрещённому, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и
упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещёнными делами
обладают в это время особенно притягательной силой. Подросток чувствует себя
одиноким, чужим и непонятым в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К
этому присоединяются разочарования. Обычные способы поведения — «пассивная
меланхолия» и «агрессивная самозащита». Следствие всех этих явлений — общее
снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное
отношение к ним и различного рода асоциальные поступки.
Окончание фазы связано с завершением
телесного созревания. Позитивный период начинается с того, что перед подростком
открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был
восприимчив: «переживание природы», сознательное переживание прекрасного,
любовь.
Э. Штерн рассматривал подростковый
возраст как один из этапов формирования личности. По его мнению, в формировании
личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая,
определяющая жизнь.
Им описано 6 типов ценностей и
соответственно типов личности, которые заметны уже в подростковом возрасте:
1) теоретический тип — личность, все
стремления которой направлены на объективное познание действительности;
2) эстетический тип — личность, для которой
объективное познание чуждо; она стремится постигнуть единичный случай и «исчерпать
его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями»;
3) экономический тип — жизнью такого
человека управляет идея пользы, стремление с «наименьшей затратой силы достигнуть
наибольшего результата»;
4) социальный тип — «смысл жизни
составляют любовь, общение и жизнь для других людей»;
5) политический тип — для такой личности
характерно стремление к власти, господству и влиянию;
6) религиозный тип — такая личность
соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира».
Переходный возраст, по Э. Штерну,
характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и
идеалов, но и особым образом действий. Он называет его «серьезной игрой» и
описывает как промежуточный между детской игрой и серьёзной ответственной
деятельностью взрослого. Примерами таких игр могут служить игры любовного
характера (кокетство, флирт, петтинг, мечтательное поклонение), выбор профессии
и подготовка к ней, занятия спортом и участие в юношеских организациях.
Л. С. Выготский центральным и
специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости —
возникающее представление о себе как уже не ребёнке. Подросток начинает
чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие
заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но
полноценной взрослости ещё нет, хотя появляется потребность в признании её
окружающими.
Основой чувства взрослости является как
осознание физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное
переживание социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями).
Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к
себе, людям, миру и определяет содержание его социальной активности,
особенности внутренней жизни. Специфическая социальная активность подростка
состоит в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и образцов
поведения взрослых, что определяет новые сферы его интересов.
Наиболее яркими интересами (доминантами)
подростка Л. С. Выготский считал «эгоцентрическую доминанту» (интерес к
собственной личности), «доминанту дали» (установку на обширные, большие
масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние,
текущие, сегодняшние), «доминанту усилия» (тягу к сопротивлению, преодолению, к
волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве,
борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных
проявлениях), «доминанту романтики» (стремление подростка к неизвестному,
рискованному, к приключениям, героизму).
Особое внимание он обращал на развитие
мышления в подростковом возрасте. Главное в нём - овладение процессом образования
понятий, который ведёт к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым
способам поведения подростка. По словам Л. С. Выготского, функция образования
понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте.
Воображение подростка «уходит в сферу
фантазии», которая обращается в интимную сферу, скрываемую от других,
являющуюся формой мышления исключительно для самого себя. Он прячет свои
фантазии как сокровеннейшую тайну.
Л. С. Выготский указал ещё на два
новообразования подросткового возраста - развитие рефлексии и на её основе
развитие самосознания.
Источник: Е. Е. Сапогова. «Психология
развития человека».
Обработала: И. В. Скубий, педагог-психолог |