Общение со сверстниками противоположного
пола.
Проявляющееся в подростковом возрасте
чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя
"взрослые" виды взаимодействия. Этому, естественно, способствуют
бурное телесное (физическое) развитие и, следовательно, идентификация подростка
со взрослыми. Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений
между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к
представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно,
как относятся к нему другие. С этим, прежде всего, связывается собственная
внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др.
соответствуют половой идентификации: "Я как мужчина", "Я как женщина".
Особое значение в этой же связи
придается личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах
сверстников. Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить
источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков,
они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может переживать
это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства.
Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба и др.
Формы
общения со сверстниками противоположного пола.
Возникающий интерес к другому полу у
младших подростков проявляется сначала в неадекватных формах. Так, для
мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как
"задирание", приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно
осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя,
что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным
вниманием относятся к этим проявлениям девочек.
Позднее отношения усложняются. Исчезает
непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации
безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении.
В то же время отроки испытывают чувство
напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного
пола. Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается,
однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая
изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям,
к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем
у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной
подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые
дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо
не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять
насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.
У старших подростков общение между
мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются
подростки того и другого пола. Привязанность к сверстнику другого пола может
быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие
взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.
Интерес отрока к сверстникам
противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать
переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к
идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника
дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых
в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают
возможность оценить самого себя.
Непосредственной причиной для оценки
своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником
другого пола.
Романтические отношения.
Романтические отношения могут возникать
при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении музеев, театров,
танцев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными
персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко
чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает.
Другие гордятся собой.
Стремление нравиться становится одним из
значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я
ему нравлюсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы
немой обет к предпочтению другим. Другой становится предметом неотступного
внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе. Если
ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек
переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он меня не любит!»
Особую цену приобретают прикосновения.
Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и
психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой
и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие
отношения, но не принизить их.
Именно в эту пору многие отроки,
стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают писать дневник,
стихи и т.д. Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к
мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются
надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных
или реальных коллизий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но
отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя
на все возможные ситуации.
Отроческая влюбленность может, конечно,
оказаться истинной любовью. Но такие случаи редки - они не правило, а
исключение. Обычно отрок страдает от любви, слезы накатываются на его глаза.
Многие отроки не переживают открыто и
экспрессивно своих чувств. Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а найдя в
толпе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, милому, а лишь
тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за
ними. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как и их более открытые
сверстники. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого.
Первые чувства оказывают на юную душу
столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно
эти чувства и образ сердечной склонности, давно растворившийся в перипетиях
реальной жизни.
Рекомендации от психолога подросткам.
Общение с товарищами.
1) Узнай лучше самого себя. Найди в себе
интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить
объективное суждение о других людях.
2) Развивай в себе чувствительность и
внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать
вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.
3) Помни, каждый достоин уважения, так
как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к
тебе.
4) Проявляй чаще интерес к другому
человеку. Научись находить в нем достоинства.
5) Не замечай мелкие недостатки товарища.
Ты ведь тоже их не лишен.
6) Развивай умение понимать юмор.
Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или
успеваемости.
7) Умей выслушать товарища, учись вести
диалог, а не говорить монологи.
8)
Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это
притягивает.
9) Если ты теряешь друга, подумай, может
быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь. Всегда можно найти
новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь.
Источник: Мухина В.С.
"Возрастная психология:
феноменология развития, детство,
отрочество" |