Для подростка всё большее значение
начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать
максимальное количество смысловых связей в окружающем мире - в системе
исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он
психологически погружён в реальности предметного мира, образно-знаковых систем,
природы и социального пространства. Изучаемый в школе и специальных заведениях
материал становится для подростка условием для построения и проверки своих
гипотез. Конечно, такое погружение в реалии человеческого бытия происходит
постепенно, наращиваясь к концу подросткового - началу юношеского возраста.
Подросток, погружаясь в социальную
среду, непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и
присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Именно по
этому поводу Ж. Пиаже писал, что «социальная жизнь трансформирует интеллект
через воздействие трёх посредников: языка (знаки), содержания взаимодействия
субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных
мышлению. В этом случае присваиваемые социальные отношения вырабатывают новые
возможности мышления.
В подростковом возрасте, с 11-12 лет,
вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая
себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на
одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами,
подросток может действовать в логике рассуждения.
Подросток может совершить гигантский по
своему качеству скачок - он начинает ориентироваться на потенциально возможное,
а не на обязательно очевидное. Благодаря своей новой ориентации, он получает
возможность вообразить всё, что может случиться, - и очевидные, и недоступные
восприятию события. Тем самым повышается вероятность того, что он разберётся в
действительно происходящем.
Стремление открыть реальное в возможном
предполагает, что подросток смотрит на возможное как на совокупность гипотез,
требующих проверки и доказательств.
Подросток уже может, как это делает
взрослый, подвергать переменные комбинаторному анализу, методу, гарантирующему
составление исчерпывающего перечня всех возможностей.
Подросток становится способным не только
представлять различные возможные пути преобразования данных для эмпирического
их испытания, но может и логически истолковывать результаты эмпирических проб.
Помимо того, что подросток способен "парить" над действительностью
посредством планирования и контроля своих свободных фантастических построений,
он умеет прекрасно рефлексировать на свои умственные действия и операции и
получать от этого интеллектуальные эмоции.
То, насколько быстро подросток способен
выйти на уровень теоретического мышления, определяет глубину постижения им
учебного материала и развитие его интеллектуального потенциала. Во всяком
случае, в отрочестве престижно быть преуспевающим в интеллектуальной
деятельности. В действительности многие подростки продолжают
оставаться на уровне конкретного мышления. Это может быть обусловлено индивидуальным
развитием: через некоторое время подросток преодолеет этот уровень. Но для
кого-то это может казаться пределом развития. Причин, объясняющих задержку или
остановку в развитии, гораздо больше, чем предполагаемых Ж. Пиаже комбинаций:
это и различные социальные условия, и генетические особенности, и внутренняя
позиция самого отрока. Комплекс причин обусловит стремление к развитию, поиск
радости от рефлексии на свои (и чужие) умственные действия или безразличие
(внешнее и внутреннее) к мышлению как к форме умственной активности. В
последнем случае угасает и значимость для подростка образовательной учебной
деятельности. Он может занять пассивную позицию и по возможности просто ничего
не делать. Но, мучимый совестью, будет искать приложения своих сил в другой
деятельности. Источник:
Мухина В. С. "Возрастная психология:
феноменология развития, детство, отрочество" Обработала:
Скубий И. В., педагог-психолог |