Уважаемые мамы и папы, каждому из Вас
приходилось сталкиваться с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой
(психологической или физиологической) они сопровождаются. В такой ситуации,
когда на Вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как же
быть в такой ситуации? Я уверена, что прочитав данную статью, Вы найдёте
самый приемлемый способ, как успокоить бьющегося в истерике малыша.
Детская истерика — это способ выразить
свои чувства, желания и потребности. К истерикам прибегают как малыши, которые
ещё не умеют разговаривать и могут выразить своё неудовольствие только плачем и
криком, так и детки постарше, которые с громким криком падают на пол и начинают
бить руками и ногами, таким образом протестуя против слишком высоких требований
к себе или, наоборот, недостаточного внимания со стороны взрослых.
После окончания истерики нужно обязательно
разобраться в ситуации и решить проблему. Как же успокоить бьющегося в истерике
малыша?
Психологи предлагают следующую модель поведения:
1. Спокойствие, только спокойствие.
Самое важное и самое трудновыполнимое условие
для взрослых, когда ребёнок закатил истерику (особенно если делает он это с
завидной регулярностью), — сохранить спокойствие, самообладание и самому не
впасть в состояние истерии. И не нужно думать, что главное – это чтобы ребёнок
не получил желаемую конфету, из-за которой устроил скандал.
Главная цель его слёз — привлечь
внимание. А крик, шлепки и топанье ногами — это тоже внимание, только со знаком
«минус».
2. Оцените безопасность происходящего.
Если ребёнок в истерике упал на пол, а сил (да
и желания) мамы не хватит на то, чтобы его поднять — когда ребёнок
выворачивается, извивается, брыкается, кусается и т. д. — стоит оставить попытки
его поднять. Но при этом обязательно оценить безопасность «места
представления», чтобы поблизости не было острых углов, предметов, которыми
можно травмироваться и т. д.
3. Не идите на поводу у ребёнка и не обещайте
невыполнимого.
Когда ребёнок истерикой добивается чего-то
своего, законы психологии категоричны — идти у него на поводу, конечно, не
нужно, чтобы истерика не стала привычным инструментом исполнения его желаний. И
не стоит обещать что-то ребёнку (например, «Вставай из лужи, пойдём лучше
домой, я тебе дам шоколадку и будем смотреть мультфильмы»), чтобы он успокоился.
Тем более, если обещание своё выполнять не собираетесь. Кстати, неврозами
нередко страдают дети, которым что-то обещают, но откладывают и откладывают
исполнение этого обещания.
4. Изолируйте ребёнка.
Психология родителей такова, что нередко
их приводит в замешательство не сама истерика ребёнка, а то, как на неё
реагируют окружающие. И всё, что здесь можно сделать, постараться изолировать
ребёнка от «зрителей». Если истерика случилась в магазине, нужно быстро, без
промедления взять ребёнка и вывести/вынести на улицу; если дома, в гостях или в
детском саду — перевести в другую комнату. При этом нужно объяснить ребёнку,
что его плач мешает окружающим, но когда ребёнок успокоится, ему можно будет
вернуться к остальным.
5. Озвучьте своё чувство, не унижая
ребёнка.
Понимая, что есть две крайности — начать
кричать и наказывать или броситься утешать и исполнять все желания — оставаться
равнодушным каменным истуканом (в качестве «золотой середины») не стоит. Ребёнку
нужно знать, что испытывают взрослые, когда он закатывает истерику. Но
сформулировать свои чувства нужно правильно. Во-первых, не обвинять ребёнка, не
унижать и не оскорблять его. То есть, фразы «После такой истерики я тебя больше
не люблю», «Мне так плохо от того, что ты такой плохой» — категорически
запрещены. Сказать надо о чувстве к ребёнку — «ведь я так люблю своего
сына/дочь». И о чувствах во время истерики — «но когда сын/дочь себя так ведёт,
мне становится очень грустно». Такая формулировка донесёт до ребёнка важную информацию:
он любим; но потому, что он так себя ведёт, он расстраивает родных.
Поговорить с ребёнком нужно тогда, когда все
успокоятся - не нужно создавать массовый психоз. Постараться помочь ему
сформулировать свои чувства и переживания. Научить давать выход чувствам и
эмоциям без истерик (купить игрушки-стучалки, детские книжки соответствующего
содержания). Стоит попытаться разобраться и в причине частых истерик. А для
этого в первую очередь присмотреться к себе — нередко родители сами провоцируют
ребёнка на постоянный плач своим поведением (теми же невыполнимыми обещаниями),
методами воспитания детей (истеричны чаще всего те дети, которых полностью
лишают самостоятельности). Но, ни в коем случае не нужно стремиться подавлять эмоции
ребёнка и учить его этому. Выход любым эмоциям должен быть. И этого не нужно
стыдиться. Иначе до невроза недалеко. Право на существование имеет и психоз, и
даже гнев. Просто ребёнку нужно объяснить, что «выход эмоций» не должен мешать
другим. И, значит, нужно искать «безопасный» выход. Иногда ребёнку просто
необходимо поплакать, не лишайте его этого, просто наберитесь терпения. Возможно,
малыш устал, обиделся или просто ему необходимо так выплеснуть свои эмоции.
Но если плач просто необходимо
остановить, вам помогут советы, как справится с плачем или «отложить плач на
потом».
Итак, 15 способов справиться с детской
истерикой:
1. Напомните о важном деле, для которого
нужно отложить плач. («Давай ты попозже поплачешь, а то скоро солнышко сядет, и
если ты будешь долго плакать, мы не успеем погулять»). Важно, что вы не
отнимаете право малыша на слёзы, просто просите немного подождать. И многие
дети соглашаются на такую уступку.
2. Осознанный плач. Попросите ребёнка
плакать тихим голосом (например, чтобы папу не будить) или плакать низким
голосом (чтобы у мамы голова не заболела). Если он послушается, настоящего
плача уже не получится. Скорее это будут вокальные упражнения, которые быстро
прекратятся.
3. Пропущенный каприз. Незамеченное, неподписанное
чужим вниманием плохое настроение может и само собой пройти. Но помните, что
легко ошибиться и проявить равнодушие там, где необходима забота и участие.
Помогите ребёнку «перепрыгнуть» через каприз. Например, малыш протестует против
одевания, а вы его спросите: «А как ты думаешь, появились уже листочки на нашей
березке? Пойдем, посмотрим».
4. Попробуйте поторопить ребёнка
задорным «быстро-быстро», чтобы он не успел придумать возражение. Хотя это
работает только с малышами. Дети постарше успеют сообразить, что к чему.
5. Заговорки. Работает в основном с
малышами, но зато независимо от состояния ребёнка. Требует большой энергии.
Суть метода – говорить, говорить, говорить. И тогда собравшийся заплакать кроха
прислушается и забудет о плаче, а болтающий ногами и нежелающий одеваться
карапуз замрёт на несколько секунд. Ну, и кашей так можно накормить, да и
вообще, добиться нужного пассивного (не требующего от ребёнка собственных
действий) поведения. Вот только долго такую разговорную нагрузку выдержать
практически невозможно (а ведь желательно не чепуху молоть, а сообщать что-то
умное, полезное, развивающее).
6. Успокаивание капризного ребёнка можно
перевести в щекотание или что-то смешное – не
подходит при начавшейся истерике.
7. Попробуйте отвлечь малыша. Про фразу
«Смотри, птичка полетела» знают все мамы и особенно бабушки. Можно еще
по-другому: «Ой, что это у тебя? Ресничка на глазу, подожди сейчас вытащу, а то
она мешает плакать».
8. Повзрослевшего и поумневшего ребёнка
можно отвлекать не мифической пролетевшей птичкой, а вполне материальным
сюрпризом. Так плачущему, находящемуся на грани истерики ребёнку скажите: «А
кто там на кухне шебуршит? Мне кажется, это мышка или ёжик, пойду посмотрю». Важно
на кухню прийти первой и оставить на столе картонную мышку или пробкового ёжика.
9. Иногда достаточно озвучить ребёнку,
что он чувствует, чтобы повод для плача исчез.
10. Предложите ребёнку объект для
выброса эмоций. Это может быть диванная подушка, молоток и дощечка или
специальный мячик для выхода негативной энергии.
11. Придумайте смешной ритуал. Например,
как только малыш соберётся заплакать – включайте фен, чтобы сушить его слёзы.
Или пылесос, чтобы почистить ребёнка от капризов. Не используйте предложенные
решения, если ребёнок боится звуков бытовых приборов.
12. Можно вот так реагировать на капризную
и недовольную рожицу: «Ой, какой-то монстр пришёл страшный. Монстр, уходи! Где
мой славный малыш, когда же он вернется?» Но стоит помнить, что всегда, когда
вы рассчитываете на чувство юмора, нужно быть очень чутким к состоянию и
настроению ребёнка.
13. Эту утешалочку рекомендовано
использовать для детей старше 3-4 лет. Начинайте вторить несчастному, жалующемуся
на жизнь ребёнку: «Бедный ты, несчастный, нет у тебя ни одной игрушки, сладкого
тебе никто не даёт, и вообще тебя не кормят. Гулять ты не ходишь, всё время
дома сидишь…»
14. Таблетки от плохого настроения (или
витамины смеха, если слово «таблетки» вам не нравится) учат ребёнка постарше
контролировать свои эмоции. В качестве таких таблеток используйте что-то
вкусное, любимое ребёнком, но иначе недоступное – мармеладки, драже, изюм в
шоколаде. Ребёнок капризничает – предложите ему такое лекарство. Важно, чтобы
малыш знал – если лекарство не подействует, больше его предлагать не будут.
15. Иногда достаточно крепко обнять ребёнка,
поцеловать, сказать, как вы его любите. Любите даже такого – с заплаканной
мордашкой, хлюпающего носом, скандалящего и ноющего. Ничто так быстро и надёжно
не высушивает детских слез, как теплота взгляда и доброта сердца.
И помните – когда-нибудь и вам случится
плакать. И от того, как вы поступаете сегодня, зависит, отмахнется, пройдёт
мимо ваш подросший ребёнок, или проявит участие, поможет, пожалеет!
Обработала Инна Скубий, педагог-психолог
Используемая
литература:
Справочник
педагога-психолога № 9, 2013 г.
Е. Сосорева. «20
сложных ситуаций с детьми от 2 до 7 лет» М.: 2011 г.
Журнал «
Беременность. Мама и малыш № 6, 2009 г.
7я.ру.htm |