Эта тема затрагивает всех и каждого - каждый человек является родителем, каждый - чей-то ребёнок. Когда дети маленькие, родители для них - верх совершенства, они принимают их идеалы и ценности, нормы морали и поведения. С возрастом происходит смена значимых лиц, перестройка взаимоотношений со взрослыми. Поэтому, чем взрослее ребёнок, тем критичнее его отношение к родителям, а ведь многим хочется быть хорошими родителями, иногда даже «идеальными».
«Идеальный родитель» – это тот родитель, который учитывает возрастные особенности и изменения ребёнка, растёт вместе с ребёнком. Ведь на каждом возрастном этапе перед ребёнком стоят разные задачи, помочь решить которые могут родители.
Возрастные особенности подросткового возраста:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции в классе;
- стремление отмежеваться от всего детского, казаться взрослым;
- отсутствие авторитетов;
- создание кумиров;
- переоценка своих возможностей;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- ярко выраженная эмоциональность;
- повышенная утомляемость.
Более подробно рассмотрим три основные проблемы подросткового возраста, которые чаще всего встречаются.
1) Отношения со сверстниками.
Важнейшей для подростков сферой жизнедеятельности является общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Активно общаясь, подросток смотрит на себя глазами других, получая обратную связь от сверстников, формирует собственное представление о себе, своих потребностях, возможностях, жизненных планах.
Немалую роль в формировании личности подростка играет референтная группа - значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть дворовая компания, класс, друзья по секции. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе место лидера, для других – быть признанным товарищем. Родителям надо быть особенно внимательными, ведь такая группа является в глазах ребёнка большим авторитетом, чем сами родители.
Стремясь избежать «дурного влияния» сверстников, некоторые родители ограничивают общение ребёнка с товарищами, составляют для него такое насыщенное расписание различных занятий, которые не оставляют ребёнку ни времени, ни сил на свои интересы и общение со сверстниками. При этом ребёнок может обладать высокоразвитыми способностями, богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении выстраивать отношения.
«Идеальный родитель» понимает:
- подросток имеет право на личную жизнь, тайны, выбор друзей;
- для подростка очень важна его компания, сверстники, друзья;
- личность подростка и его поступки в присутствии других людей обсуждать нежелательно.
2) Отношения с родителями.
Распространены фразы родителей подростков: «Был ребёнок как ребёнок, а сейчас…», «Он меня игнорирует, ничего не хочет делать», «Целыми днями слушает музыку и допоздна пропадает с друзьями на улице». Так взрослые воспринимают повзрослевших детей. В этих фразах звучит растерянность, неготовность что-либо изменить, но все имеют огромное желание оставить всё, как было раньше, иметь послушных, рассудительных детей. Но как раньше уже не будет – дети растут, а значит меняются. И родителям необходимо быть к этому готовым. Главные задачи подросткового возраста: смена значимых лиц и перестройка отношений со взрослыми; преодолеть ограниченность кругом семьи, чтобы иметь возможность выйти в мир и найти в нём своё место.
Отношения подростков с родителями интенсивно перестраиваются. Всё большее место занимает критика образа жизни родителей, их установок и действий. Подростки испытывают огромную потребность в общении со взрослыми на равных, но редко имеют возможности для этого. В результате подросток начинает противопоставлять себя взрослым. Он как бы изо всех сил кричит: «Не хочу считаться ребёнком!». Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а друзьям. При этом отстаивает право на дружбу с тем или иным сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков друга, но и его достоинств. Если у подростка всё складывается благополучно, у него есть своя компания, вы будете видеть его приятелей и слышать о них. Постарайтесь познакомиться и подружиться с его друзьями, откройте им двери своего дома.
«Идеальный родитель»:
- доверяет своему ребёнку;
- устанавливает разумные границы дозволенного;
- пользуется авторитетом у своего взрослеющего ребёнка;
- учит ребёнка соответствовать требованиям коллектива и навыкам общения;
- поддерживает, стремится понять и помочь;
3) Отношение к учебе.
При всей важности общения основу социальной ситуации развития современного подростка составляет учёба. Главное общественное требование к подростку – овладеть определённой суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний является отсутствие адекватной мотивации учения, то есть нежелание учиться.
Исследования показывают, что в любом возрасте подростки видят причины трудностей обучения в первую очередь в самих себе (считают, что у них «плохая память», «слабое внимание», видят причину в «лени», «безволии»).
Можно выделить следующие трудности младших подростков (5-6 кл.) в учёбе:
- трудности включения в деятельность из-за плохой дисциплины, непонимания норм поведения;
- трудность восприятия информации на слух, рассеянное внимание;
- отсутствие навыков самостоятельной организации работы.
Родители должны помнить: чтобы заинтересовать ребёнка в получении знаний, необходимо найти то место, где он сможет осуществить эту активность. Это могут быть занятия в различных кружках и секциях, участие в олимпиадах и тренингах. Важным является поддержка и создание ситуации успеха – деятельности, в которой ребёнок может показать свои способности и таланты.
«Идеальный родитель»:
- оказывает помощь ребёнку в правильной организации своего времени;
- хвалит ребёнка за его усилия, достижения;
- поощряет участие ребёнка в школьных и общественных мероприятиях;
- регулярно беседует с учителями об успеваемости ребёнка, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Качества «идеальных родителей»:
1) любовь и принятие ребёнка таким, какой он есть, независимо от его успешности, особенностей, соответствия ожиданиям и представлениям о том, каким я хочу видеть своего сына или дочь;
2) последовательность и согласованность в действиях, запретах и разрешениях. Принципиальное значение для воспитания любого ребёнка имеет последовательность действий, поощрений и наказаний;
3) умение слышать и понимать ребёнка. Помните, что ребёнок совсем не обязан быть таким, каким вы его хотите видеть; он должен вырасти самим собой;
4) учёт возрастных особенностей. Необходимо расти вместе с ребёнком, учитывая, что перед детьми и подростками на разных этапах развития стоят разные задачи.
Таким образом, «идеальный родитель» растёт и развивается вместе с ребёнком. Если взрослые будут уделять достаточно внимания беспокойному подростку, понимая и принимая проблемы возраста, помогая справиться с ними, то взросление ребёнка подарит только светлые воспоминания.
Материал обработала: И. В. Скубий, педагог-психолог
Источник:
1. М. Аромштам. Смирять себя, или что такое родительская педагогика // Школьный психолог. – 2004. – № 23.
2. Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком. Как? – М., 2009.
3. Ю.Б. Гиппенрейтер. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? – М., 2009.
4. И. Одинокая. Идеальные родители. - // Школьный психолог. – 2008. – № 10.
5. С. Степанов. Оранжерейные цветы жизни. // Школьный психолог. – 2009. – № 4. |