Ваш ребенок не доставляет вам хлопот: он
отлично учится, его всегда хвалят на родительских собраниях, он помогает по
хозяйству и больше интересуется книгами, чем прогулками с друзьями по опасным
местам... Казалось бы - какие могут быть проблемы в этой ситуации? В вашей
семье всё идеально! Но трудности бывают и у идеальных детей. Давайте поговорим
об отличниках и родительских ошибках в их воспитании.
Бывают дети, к воспитанию которых,
казалось бы, не нужно прикладывать особых усилий. Они с самого раннего возраста
ведут себя достаточно прилично, они с первого раза запоминают запреты, они с
удовольствием учатся. Родители таких деток, конечно же, нарадоваться не могут.
Но в том-то и дело, что, скорее всего, могут. Рано или поздно мы все привыкаем
к хорошему, так же, как и к плохому. Успехи ребенка в школе и в кружках,
похвалы учителей и тренеров, медали и дипломы - всё это становится частью нашей
семейной рутины, воспринимается как что-то само собой разумеющееся, не вызывает
радости и похвалы. Ну, в самом деле, казалось бы - не каждый же день устраивать
семейные праздники в честь очередной привычной отличной отметки или удачной
тренировки?
Даже нам, взрослым, очень важно видеть
одобрение и слышать похвалу окружающих. Что уж тут говорить о ребёнке?
Посмотрите на ситуацию глазами своего идеального чада: за учебный год он,
отличник, получает похвал и восхищения своими успехами в школе и вне ее меньше,
чем заурядный троечник, раз в месяц сподобившийся на получение
удовлетворительной или хорошей отметки!
Ребенок, испытывая дефицит похвалы и
признания, может повести себя по-разному. Реакцией может стать как резкое
снижение успеваемости, так и наоборот, еще большее погружение в учебу и погоню
за успехами. Рассмотрим каждый из этих случаев.
Мой
ребенок вдруг забросил учебу...
Как ни странно, в этом случае обратить внимание
на проблему и решить её проще. Вы сразу заметите появление замечаний к поведению
ребенка, ухудшение оценок и сможете отреагировать. Конечно, реакция родителей
тоже может быть разной. Глупо ругать и стыдить ребенка, взваливая всю
ответственность на него. Испытывая дефицит вашего внимания, он может вернуться
к хорошей учёбе уже благодаря тому, что вы начнете дружелюбно интересоваться
его успехами на ежедневной основе, предлагать свою помощь в выполнении домашних
заданий (даже если он от нее всегда будет отказываться), начнёте хвалить его и
радоваться каждой оценке.
Ищите корень проблемы в родительской
среде, а не только в лени или наступлении переходного возраста у ребенка.
Попытайтесь определить момент, когда успехи и достижения ребенка для вас стали
делом привычным. Поговорите с сыном или дочерью, спросите напрямую - нравится
ли ему учиться, доставляет ли удовольствие процесс получения знаний и
впоследствии - получения наград в виде оценок, дипломов за него. Скажите прямо:
«Я очень горжусь тобой. Даже если не говорю об этом каждый день - ты радуешь
меня своими достижениями». Никогда не поздно начать, и самое глупое, что вы
можете сделать в этой ситуации - начать стесняться собственного ребенка и
бояться поговорить с ним по душам.
Мой
ребенок сам выбирает, что учить и чем заниматься...
С такими детьми сложнее. Вы можете даже
не заметить страдания ребенка или подростка из-за дефицита вашего внимания -
ведь он продолжает прилежно учиться, посещать кружки и секции, сам выбирает для
себя новые образовательные занятия, не пытается похвастать успехами. На самом
деле в душе такие дети тоже стремятся к родительскому признанию. Взваливая на
себя все новые и новые обязательства, ребенок ждёт, когда же, наконец, критическая
масса будет достигнута, и вы наконец скажете ему сокровенное «Какая же ты
умница, я так горжусь тобой!»
Начните в любой день, даже если
поведение чада не вызывает у вас опасений за состояние его души. Просто
спросите: как дела в школе? Какие оценки? Искренне похвалите его (вслух!!!) за
отличную отметку.
Вам
кажется, что ребенку не нужна ваша помощь в занятиях?
Предложите ему совместно заняться
чем-то, не связанным с учёбой. Не пропускайте семейных прогулок, знакомьтесь с
друзьями ребенка. Не упускайте возможности иметь общие интересы - ведь соблазн
велик: вам не нужно долгие часы напролёт сидеть с ним за письменным столом и
объяснять непонятные правила, не надо постоянно ходить в школу по вызовам
преподавателей, не надо за руку водить в кружки и секции, которые он с
удовольствием посещает сам.
Заставьте
себя гордиться!
Именно так. Вы привыкли к своему
отличнику, вы перестали замечать количество труда и усилий, прикладываемых им к
занятиям. Без похвалы и одобрения он не чувствует, что идет по правильному пути.
А вы должны, вы обязаны показать ребёнку, что он прав, что именно упорный труд,
учеба, успехи помогут ему добиться своего места под солнцем. Не стесняйтесь
хвалить ребёнка перед другими людьми, говорите именно о том, чем, вы знаете, он
гордится сам.
Вспомните себя в детстве. Всегда ли вам
хватало родительского внимания и похвал, или же дефицит внимания восполнялся
только тогда, когда вы совершали что-то нехорошее? Не поступайте также со своим
малышом.
Выпускник-отличник.
Чем старше ребёнок, тем сложнее будет
достучаться до него, понять, требуется ли ему ваше повышенное внимание и
одобрение именно сейчас. Подросток, хотя бы в силу гормональных изменений,
присущих переходному возрасту, может отказываться рассказывать о делах в школе,
грубить, даже если все там в порядке. Вспомните себя в этом возрасте, вспомните
чувство немотивированной обиды на весь свет... Все мы там были, и все наши дети
пройдут через этот возраст.
Сдержите собственную обиду - в конце
концов, на собственном опыте вы знаете, что этот возраст пройдет. А вот
воспоминания о том, что папа и мама, невзирая ни на что, гордились, хвалили,
интересовались успехами, переживали - останутся. В душе ваши взрослеющие сын
или дочь будут вам признательны.
Даже привыкнув полагаться на выбор
ребенка-отличника, либо же привыкнув, что он беспрекословно послушается вашего
собственного выбора, не забывайте интересоваться его мнением о будущей
специальности, о том, чем бы ему хотелось заниматься. Заблаговременно узнайте
сами и обсудите с ребёнком все варианты поступления в вуз, продемонстрируйте
своё знание его сильных и слабых сторон в школьной программе, предложите помощь
в подготовке. Даже если вы на сто процентов уверены, что он справится сам -
участвуйте в его жизни! И даже если вы на сто процентов уверены, что
«поступите» его туда, куда считаете нужным - прислушивайтесь к его мнению!
Даже у отличников бывают проблемы. И
именно эти проблемы впоследствии могут вырасти в большие комплексы взрослой
жизни. Помогите своему ребёнку справиться с собственными успехами и выдающимися
способностями - все это в ваших руках.
Источник: Источник: Реан А. А.
«Психология человека от рождения до
смерти»
Обработано: Инна Скубий,
педагог-психолог |