Центр предлагает вам
сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас - это ваше
будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в
своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше
физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши
достоинства, но и приумножило их.
Мы - Центр, педагоги —
тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком,
культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой
личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и
знания. Для того, чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем
вам придерживаться в воспитании вашего ребенка некоторых основных правил
семейного воспитания.
1. Семья
— это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского
счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь,
взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром.
Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву,
он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно
быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает
злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
Не менее вредно, конечно,
равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте
крайностей в любви к ребенку.
2. Главный
закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру
своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить
этот закон.
3. Воспитание
ребенка в семье - это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в
семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка
- это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное
участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и
добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова - вспомогательное средство.
Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления
работу по дому для себя, для всей семьи.
4. Развитие
ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не
делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в
приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы.
Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и
неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не
наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных
делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
5. Основа
поведения ребенка - это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались
добрые, хорошие привычки и не возникали дурные.
Научите его различать
добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности,
вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.
Важнейшей привычкой
для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный
режим дня и строго следите за его выполнением.
6. Для
воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей.
Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями
и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или
они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
7. Очень
важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на
кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики.
Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени
зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль - это демократический,
когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к
ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль над
поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях.
Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и
саморегуляции своей деятельности и поведения.
Не оскорбляйте ребенка
своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет
воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду,
если он признался в своих ошибках сам.
8. Приучайте
ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке;
с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого
супружества.
9. Следите
за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о
физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает
(в той или иной форме) возрастные кризисы: кризис в 6-7 лет (когда у ребенка
возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний), кризис
полового созревания (проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у
мальчиков) и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к
ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере
перехода от одного возрастного периода к другому.
10. Семья
- это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте
и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш
семейный дом в обновлении и ремонте.
Желаем
вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть
он приносит вам радость и счастье!
И.В. Скубий,
педагог-психолог |