Самый сложный
период в жизни подростков, по общему мнению, приходится на 13-14 лет. Именно в
это время неуверенность в себе и чувство неполноценности достигают своего
апогея, причём окружение подростка оказывает на него очень сильное давление.
Очень часто подростки и особенно старшеклассники обращаются
к психологу с вопросами о том, как стать уверенным в себе, преодолеть
застенчивость и скованность.
Страхи показаться смешным в
глазах ровесников, несостоятельным и неуспешным в
той или иной ситуации, мучают большинство подростков, юношей и
девушек.
И это не случайно: подростковый возраст и ранний юношеский
период в жизни молодого человека - это время социального и личностного
самоопределения и самоутверждения. От того, насколько ровно и стабильно молодые
люди переживают данный период, зависит формирование их самооценки, что,
безусловно, сказывается на их будущих профессиональных достижениях, поведении в
критических и жизненных ситуациях, на умении достичь гармонии и взаимопонимания
в личной жизни. Молодой человек в этот период находится как бы на разрыве,
между двух полюсов: мощного стремления к самоутверждению, актуализации своего
«я», к проявлению сильных и ярких сторон своей натуры и болезненного
самоуничижения, страха перед возможными поражениями, неверия в свои
возможности.
Неудержимое стремление
проявить себя и в то же время болезненная неуверенность в себе присутствуют
практически во всех сферах жизни молодых людей: в учёбе, поиске будущей
профессии, взаимодействиях со сверстниками и взрослыми. Довольно часто юноша
может уверенно чувствовать себя в спортивном зале и испытывать мучительную
неуверенность в общении с людьми. Может быть и так, что девушка, отличающаяся
хорошими успехами в учёбе, имеет острый комплекс неполноценности по поводу
своих внешних женских качеств.
От каких основных причин зависит
формирование заниженной самооценки у подростков и старшеклассников? Чаще всего
это либо врождённая сверхтревожность
и застенчивость (высокий уровень возбудимости,
чувствительности и энергетики сочетается с выраженной замкнутостью и необщительностью),
либо приобретённая внутренняя скованность в определённых жизненных ситуациях.
Например, в семье, где один из родителей или оба - властны, доминантны,
авторитарны.
Зона особого психологического риска
находится во взаимоотношениях сильной, доминантной матери и сына в неполной
семье; в восьми случаях из десяти юноша, воспитанный властной матерью,
инфантилен, зависим, слаб, неуравновешен, не умеет постоять за себя и неуверен
в себе. По мере взросления «маменькин сыночек» имеет выбор в основном из двух
жизненных путей: либо остаться психологически зависимым от матери практически
на всю жизнь, либо начать борьбу за собственную самостоятельность и
независимость. И в том и в другом случае молодой
человек нуждается в помощи квалифицированного психолога.
Девушка проявляет себя в
семье более гибко, однако и здесь наблюдается определённая тенденция: на
развитие положительной самооценки у девушки влияет отношение к ней отца. Если
отец эмоционально принимает дочь, поддерживает её, одобряет её поведение в
целом - девушка становится жизнерадостной, уверенной в себе, оптимистичной. И,
наоборот, невнимание отца, его эмоциональная холодность к дочери формируют её
тревожной, неуверенной, скованной и застенчивой.
В школе во многих
случаях успешное развитие положительной самооценки у учащихся зависит от того,
как к ним относилась первая учительница, а также от занимаемого ими места в
социометрической структуре коллектива одноклассников. Уверенные в себе и
активные ребята - это те, к кому в своё время положительно отнеслась первая
учительница, и кто смог стать лидером в своём окружении. Неуверенные в себе,
скованные и зажатые - это школьники, кого по тем или иным причинам «не
переносила» их первая учительница и кто попал в позицию «отверженных» в классе.
Терпения и мудрости требует этот период
от родителей. Иногда родителям кажется, что они были не такими, трудно
вспомнить себя и свои переживания. Непросто бывает и принять изменения в
собственном ребёнке, начать по-новому относиться к нему.
Подросток нуждается в поддержке и
ободрении родителей. Просто форма
выражения этой поддержки меняется. Хорошим вариантом может стать совместное
времяпрепровождение, новые увлечения – вместе сходить в кино и обсудить потом
фильм, внимательно прислушиваясь к мнению подростка, вместе учиться кататься на
роликах, играть в боулинг или пойти в поход на байдарках. Это способствует укреплению и отношений, и авторитета взрослого. Большую помощь неуверенному в себе
подростку могут оказать посещение тренингов уверенности, а также
психологическая коррекция с опытным психологом. Сарказм и высмеивание
происходящих перемен способны ухудшать отношения и отдалять родителей и подростков
друг от друга. Если подросток требует больше прав – то должен понимать, что
получает и больше обязанностей и ответственности. Вовремя и искренне сказанная похвала его внешности или
успехам способна окрылить. Возможно, стоит поделиться с сыном или дочкой своими
воспоминаниями и опытом преодоления
подростковых трудностей.
Обработала: Инна Скубий,
педагог-психолог.
Источник: Самоукина Н. «Практический психолог в
школе: лекции, консультирование, тренинги». М.: ИНТОР, 1997 |