Вторник
16 Июл 2024
20:36
Категории раздела
Советы психолога педагогам [48]
Советы психолога родителям [112]
Советы психолога подросткам [47]

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
МАУДО "ЦДОД" г.Усинска

Подростки и их неуверенность в себе

Самый сложный период в жизни подростков, по общему мнению, приходится на 13-14 лет. Именно в это время неуверенность в себе и чувство неполноценности достигают своего апогея, причём окружение подростка оказывает на него очень сильное давление.

Очень часто  подростки и особенно старшеклассники обращаются к психологу с вопросами о том, как стать уверенным в себе, преодолеть застенчивость и скованность.

Страхи показаться смешным в глазах ровесников, несостоятельным и неуспешным в  той или иной ситуации, мучают большинство подростков, юношей и девушек.

И это не случайно: подростковый возраст и ранний юношеский период в жизни молодого человека - это время социального и личностного самоопределения и самоутверждения. От того, насколько ровно и стабильно молодые люди переживают данный период, зависит формирование их самооценки, что, безусловно, сказывается на их будущих профессиональных достижениях, поведении в критических и жизненных ситуациях, на умении достичь гармонии и взаимопонимания в личной жизни. Молодой человек в этот период находится как бы на разрыве, между двух полюсов: мощного стремления к самоутверждению, актуализации своего «я», к проявлению сильных и ярких сторон своей натуры и болезненного самоуничижения, страха перед возможными поражениями, неверия в свои возможности.

Неудержимое стремление проявить себя и в то же время болезненная неуверенность в себе присутствуют практически во всех сферах жизни молодых людей: в учёбе, поиске будущей профессии, взаимодействиях со сверстниками и взрослыми. Довольно часто юноша может уверенно чувствовать себя в спортивном зале и испытывать мучительную неуверенность в общении с людьми. Может быть и так, что девушка, отличающаяся хорошими успехами в учёбе, имеет острый комплекс неполноценности по поводу своих внешних женских качеств.

От каких основных причин зависит формирование заниженной самооценки у подростков и старшеклассников? Чаще всего это либо   врождённая   сверхтревожность  и   застенчивость   (высокий уровень возбудимости, чувствительности и энергетики сочетается с выраженной замкнутостью и необщительностью), либо приобретённая внутренняя скованность в определённых жизненных ситуациях. Например, в семье, где один из родителей или оба - властны, доминантны, авторитарны.

Зона особого психологического риска находится во взаимоотношениях сильной, доминантной матери и сына в неполной семье; в восьми случаях из десяти юноша, воспитанный властной матерью, инфантилен, зависим, слаб, неуравновешен, не умеет постоять за себя и неуверен в себе. По мере взросления «маменькин сыночек» имеет выбор в основном из двух жизненных путей: либо остаться психологически зависимым от матери практически на всю жизнь, либо начать борьбу за собственную самостоятельность и независимость. И в том и в другом случае молодой человек нуждается в помощи квалифицированного психолога.

Девушка проявляет себя в семье более гибко, однако и здесь наблюдается определённая тенденция: на развитие положительной самооценки у девушки влияет отношение к ней отца. Если отец эмоционально принимает дочь, поддерживает её, одобряет её поведение в целом - девушка становится жизнерадостной, уверенной в себе, оптимистичной. И, наоборот, невнимание отца, его эмоциональная холодность к дочери формируют её тревожной, неуверенной, скованной и застенчивой.

В школе во многих случаях успешное развитие положительной самооценки у учащихся зависит от того, как к ним относилась первая учительница, а также от занимаемого ими места в социометрической структуре коллектива одноклассников. Уверенные в себе и активные ребята - это те, к кому в своё время положительно отнеслась первая учительница, и кто смог стать лидером в своём окружении. Неуверенные в себе, скованные и зажатые - это школьники, кого по тем или иным причинам «не переносила» их первая учительница и кто попал в позицию «отверженных» в классе.

Терпения и мудрости требует этот период от родителей. Иногда родителям кажется, что они были не такими, трудно вспомнить себя и свои переживания. Непросто бывает и принять изменения в собственном ребёнке, начать по-новому относиться к нему.

Подросток нуждается в поддержке и ободрении  родителей. Просто форма выражения этой поддержки меняется. Хорошим вариантом может стать совместное времяпрепровождение, новые увлечения – вместе сходить в кино и обсудить потом фильм, внимательно прислушиваясь к мнению подростка, вместе учиться кататься на роликах, играть в боулинг или пойти в поход на байдарках. Это способствует  укреплению и отношений, и авторитета  взрослого. Большую помощь неуверенному в себе подростку могут оказать посещение тренингов уверенности, а также психологическая коррекция с опытным психологом. Сарказм и высмеивание происходящих перемен способны ухудшать отношения и отдалять родителей и подростков друг от друга. Если подросток требует больше прав – то должен понимать, что получает и больше обязанностей и ответственности.

Вовремя и искренне сказанная похвала его внешности или успехам способна окрылить. Возможно, стоит поделиться с сыном или дочкой своими воспоминаниями и  опытом преодоления подростковых трудностей.


 

Обработала: Инна Скубий, педагог-психолог.

Источник: Самоукина Н. «Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги». М.: ИНТОР, 1997

Категория: Советы психолога родителям | Добавил: Alexey (09 Дек 2013)
Просмотров: 5297 | Рейтинг: 4.5/2