Родительское собрание. За партами – родители
старшеклассников-подростков.
Если закрыть глаза и только слушать, то может
показаться, что речь идёт о младших школьниках. Учителя говорят о сложности
учебной программы, о необходимости помощи при выполнении домашних заданий, о
контроле над поведением. Родителей особо нерадивых учащихся убеждают с особым
старанием – призывают воспитывать, объяснять, порой даже провожать в школу.
И иной родитель не знает, что делать. Показать себя
несостоятельным перед учителями? Обвинить их во всем? Испортить окончательно и
так непростые отношения с непокорным подростком? Делать уроки за него? Обратиться
за помощью в Комиссию по делам несовершеннолетних, или в милицию, или к психологу
– словом, к кому-нибудь, кто повлиял бы на школьника, который плохо себя ведёт
и не хочет учиться? Или вовсе забрать его из школы, потому что ученику
невозможно больше оставаться эффективным учеником, а родителю – эффективным
родителем…
Всё
чаще и чаще можно услышать от детей такую фразу: «Я не хочу учиться, ходить в
школу, мне в ней не интересно». Родители с ужасом смотрят на ребёнка и не
понимают, что им делать дальше, а ребёнок тем временем прогуливает уроки,
конфликтует с педагогами, в общем, ведёт
себя так, лишь бы не ходить в школу! Давайте посмотрим, какие же могут быть
причины у ребёнка, чтобы не посещать
школу и не хотеть учиться.
Причина
1. Достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это
нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних
ребят попросту не доходят. Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной,
перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня —
нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей — пустой
звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо
учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно
устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребёнок
как до, так и после 14 лет зачастую не очень способен к прогностическому
мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да
ещё как-то подчинять этому сегодняшние поступки — непосильный труд для разума.
Маленький
совет. Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать
своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает
понять мир и многое в нём. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные,
интересные примеры.
Причина
2. Отсутствие интереса к учёбе. Кстати говоря, этим грешат, обычно, как раз
способные, одарённые дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения,
мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и
совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе необязательно, потому
что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему
заинтересовывают детей. Ещё сильнее снижает интерес к учёбе ярлык «негодяй» —
то есть плохая репутация, сложившаяся у ребёнка в школе (из-за чрезмерной
разговорчивости, подвижности, шумности, весёлости и т. д.). В этом случае
подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной
ситуации. В результате он, даже имея лёгкий и добродушный характер, постепенно
настраивается «против» школы.
Маленький
совет. Если подросток действительно одарён и ему неинтересно, потому что
школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более
адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно.
Вернётся интерес к учёбе - повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки. Поговорите
с учителем о вашем ребёнке: может, он слишком категоричен в «создании»
неприглядного образа?
Причина
3. Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых,
когда взрослеющий ребёнок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей
вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя
компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно»,
конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих,
если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в
средней и старшей школе), где отношения уже сложились — друзей у него нет, а
первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и,
естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.
Маленький
совет. Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребёнка с
одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая
(даже если он в чём-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе —
это всегда беда, а не вина вашего ребёнка. Потому больше думайте о том, как ему
помочь, а не о том, в чём его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию к лучшему.
Оказывайте ребёнку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если
потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой
психотерапией.
Как
помочь ребёнку?
-
Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае,
несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо
«успокаивать», мол, ну не любишь ты школу, ничего страшного: вон Иван Иваныч
как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех,
кто благодаря любви к учёбе многого добился.
-
Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится
лучше, особенно если он испытывает к этому ребёнку антипатию (это может быть
сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте
внимание своего ребёнка на успехах другого, его хорошей учёбе, помощи маме и
уважении к старшим.
-
Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит
обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти
качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой»
— он всё равно не поверит, но очень обидится, замкнется.
-
Никогда не ругайте в присутствии ребёнка его учителей и школу в целом. Ни с
домашними, ни с подругой по телефону! Всё-таки вы для него — авторитет.
Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно — и школа плохая, и
учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же
может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда
будете винить? Его? Постарайтесь при ребёнке всегда положительно отзываться о
школе и об учителях, не помешает и похвала — и подросток под вашим влиянием
будет более позитивно воспринимать школу, учёбу, преподавателей.
-
Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребёнка, если он не будет
хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов категорически
неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что
десять лет кряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте (если вдруг вы сами
считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо
учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу.
Подростку
в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда
счастливых в жизни взрослых.
Обработала: И. В. Скубий,
педагог-психолог
Источник: http://www.psihologu.info |