Пятница
22 Ноя 2024
19:35
Категории раздела
Советы психолога педагогам [48]
Советы психолога родителям [112]
Советы психолога подросткам [47]

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
МАУДО "ЦДОД" г.Усинска

Советы психолога «Планы на будущее»

Когда подросток начинает строить планы на будущее, выбирать карьеру и возможную область приложения сил, он сталкивается с реальностями экономического положения. Если вакансий немного, в одновозрастной группе возникает конкуренция. Это создаёт стрессовую ситуацию, приводит к конфликтам с людьми, с которыми подросток близок и к мнению которых прислушивается.

Подростки испытывают комплексное давление со стороны общества, побуждающего их к выступлению в роли взрослых. Большинству подростков удаётся справиться с кризисами по мере их возникновения. При этом они прибегают к помощи родителей и других членов семьи, экспериментируя и примеряя на себя взрослое поведение в обстановке защищённости, заботы и уважения. Надо сказать, что миф о пропасти между поколениями поддерживается только теми родителями и членами общества, которые не склонны выслушивать подростка или разрешать что-либо ему на его трудном пути от детства к взрослой жизни. Если вы прислушаетесь к юной личности и её одногодкам, вы поймете, что им приходится преодолевать на этом пути. Многие подростки чувствуют себя в силах справиться с проблемами самостоятельно, но и они жаждут поделиться своими мыслями с теми, кто действительно хочет их выслушать.

Характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных планов. С одной стороны, жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации её мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, идёт процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов. Из мечты, где всё возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Сплошь и рядом подростки (порой и юноши) называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Так, почти все ленинградские старшеклассники на вопрос анкеты, имеются ли у них жизненные планы, ответили утвердительно, но у большинства эти планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать. Подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах его достижения.

Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях, представлять своё будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выбор профессии.

Для подростка и юноши выбор профессии - в значительной степени моральная проблема. Карл Маркс в своём гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» писал:  «…Главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование. Не следует думать, что оба эти интереса могут стать враждебными, вступить в борьбу друг с другом, что один из них должен уничтожить другой; человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага».

Материал обработала: И. В. Скубий, педагог-психолог

Источник: lechebnik.info.ru; vprosvet.ru   

 

 

Категория: Советы психолога родителям | Добавил: Sis_аdmin (06 Мар 2015)
Просмотров: 1309 | Рейтинг: 0.0/0