1. В подростковом возрасте дети начинают
оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают
поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно
сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших
отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и
неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться
к этой оценке как можно раньше.
2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком
– взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не
таить обид. Не следует идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка; не следует
и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить
желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше
разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с
ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и
учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они
могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или
пренебрежения.
Поддерживайте
уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных
недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства.
Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит
от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все
изменить, если изменю себя».
В воспитательном процессе недопустима
конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и
позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя
в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто
производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и
авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания
– вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели
понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется
возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить
телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки,
рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь
родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка,
чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и
ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что
вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит
вас перед этой проблемой.
4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был
крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем
организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает,
что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства
– это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам.
Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить
все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие
движения». Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего
физическими, так как они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные
системы. Это труд немалый и регулярный, но зато человеку дается «чувство
мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и
педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны
соответствовать возрастным возможностям ребенка.
Кстати, только физические упражнения, в том
числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за
партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет
ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть
хроническое заболевание, ему тем более необходимо заниматься физкультурой,
только по специальной программе.
И
совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.
5. Сколько времени в неделю вы проводите
со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в
среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть
разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие
дела?
Конечно, это не вина, а беда большинства
родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить
бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть
бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их
нет?
Обязательно подумайте, чем будет
заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков.
Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут
время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В
доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи.
Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать:
времени на безделье и скуку у него нет.
6. Берегите здоровье ребенка и свое,
научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы.
Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от
раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после
возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже
вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более
важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите
момент, пока это ребенку интересно.
То же самое касается и привычки к
домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь
с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать.
Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника
лишились навсегда.
7. Желание взрослых избежать разговоров
с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны.
Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И
в то же время, не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают,
с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить.
Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим
родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей
специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть
для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и
ценностей.
8. Не оберегайте подростков излишне от
семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то
болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и
материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и
отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать
ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению
подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями
помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека
состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть
научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая
ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители
лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
Никогда не лгите ребенку, даже если это
продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии.
Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто
обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.
9. Если вы уже успели наделать ошибок в
воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике
вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в
процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших
результатов.
Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо
воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно
добиться устойчивых успехов в формировании всех других.
10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали
мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь
признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять
этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и
трудно.
Источник: http://zdd.1september.ru/ |