Четверг
25 Апр 2024
17:16
Категории раздела
Советы психолога педагогам [48]
Советы психолога родителям [112]
Советы психолога подросткам [47]

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МАУДО "ЦДОД" г.Усинска

Советы родителям Агрессивные дети

      Агрессия, как явление, - не просто плохое настроение, а модель поведения, через которую ребёнок проявляет свои требования, желания, наследует пример для подражания. Основа для этого - психологический дискомфорт. Важно понимать, что упущенное время на коррекцию поведения может привести к грустным последствиям. Ошибка многих родителей состоит в том, что в возрасте 1,5-3 лет проявление агрессивного поведения воспринимается как норма. В дальнейшем она становится привычкой и основательно укореняется. С этой точки зрения психологи рекомендуют не пускать на самотёк первые признаки проявления детской агрессии.

Внешние причины агрессивности:

  1. Семья, в которой растёт ребёнок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявлению агрессии у детей, желают воспитать ребёнка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребёнка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.
  2. Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребёнок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребёнка изменится.
  3. Ребёнок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, книгах, компьютерных играх. Психика детей не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть; к подростковому возрасту, он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.

Внутренние причины агрессивности:

  1. Внутренний дискомфорт, неуверенность.
  2. Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
  3. Высокая тревожность, ощущение отверженности.
  4. Неадекватная самооценка (чаще заниженная).
  5. Стремление привлечь внимание взрослых.

        Агрессивность как свойство личности отличается от ситуативной агрессии, возникающей при опасности, и проходящей, когда человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. В подобных случаях важно, чтобы человек умел выражать свои негативные эмоции адекватно. 
Но бывает, что агрессивность становится свойством личности. Как понять,что ситуативная агрессивность перерастает в патологическую особенность личности?

Примерные критерии агрессивности:

  1. Младшие школьники:
  • часто теряют контроль над собой;
  • часто спорят и ссорятся с окружающими;
  • отказываются выполнять просьбы взрослых;
  • намеренно вызывают у других чувство раздражения;
  • обвиняют других в своих ошибках;
  • могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
  • часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
  • долго помнят обиду, стремясь отомстить;
  • мнительны и раздражительны.
  1. Средний школьный возраст и подростки:
  • угрожают другим людям словами, жестами, взглядом;
  • выступают инициаторами драк;
  • не испытывают сострадания, могут намеренно делать больно животным и людям, жестоки, не раскаиваются в содеянном;
  • не считаются с мнением родителей, их запретами;
  • прогуливают уроки, конфликтуют с учителями, сверстниками.

      Если Вы считаете, что для ребёнка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребёнок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста.

      Разобравшись с причинами появления агрессивности у детей, обратимся к игре. Агрессивная игра может быть коррекционной, в ходе которой ребёнок пытается справиться со своими страхами, с обидой, пережить неприятные моменты и переиграть их по-своему, попытаться найти выход из сложных для него ситуаций. В таком случае игра развивается, агрессия в ней обдуманна, как правило, заканчивается она хорошо. Но бывают игры, которые не ведут к разрешению детских проблем, они могут перейти в реальную драку и заканчиваются печально – шишками, слезами, жестоким поведением.

Вы заметили, что ребёнок агрессивен, часто играет в агрессивные игры. Что делать?

  • Исключите агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, сверстники, фильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)
  • Помогите ребёнку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
  • Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребёнок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
  • Повышайте самооценку ребёнка.
  • Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
  • Не наказывайте ребёнка за агрессивное поведение! Агрессия с вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребёнка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребёнок успокоится, нужно начинать разговор.
  • Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами! 
    («Надо беречь природу», - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева, «чтобы не мешало на дороге».  «Драться нехорошо», - говорит папа, но после ссоры ребёнка с товарищем учит:  «Надо было дать сдачи!»).
  • Помогите ребёнку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
  • За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему вглубь. Необходимо искать причину её возникновения.

 

Материал обработала И. В. Скубий,

педагог-психолог

Источник: http://special3.shkola.hc.ru/

Категория: Советы психолога родителям | Добавил: Администратор (02 Дек 2015)
Просмотров: 537 | Рейтинг: 0.0/0