Агрессия, как явление, - не просто плохое настроение, а модель поведения, через которую ребёнок проявляет свои требования, желания, наследует пример для подражания. Основа для этого - психологический дискомфорт. Важно понимать, что упущенное время на коррекцию поведения может привести к грустным последствиям. Ошибка многих родителей состоит в том, что в возрасте 1,5-3 лет проявление агрессивного поведения воспринимается как норма. В дальнейшем она становится привычкой и основательно укореняется. С этой точки зрения психологи рекомендуют не пускать на самотёк первые признаки проявления детской агрессии.
Внешние причины агрессивности:
- Семья, в которой растёт ребёнок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявлению агрессии у детей, желают воспитать ребёнка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребёнка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.
- Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребёнок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребёнка изменится.
- Ребёнок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, книгах, компьютерных играх. Психика детей не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть; к подростковому возрасту, он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.
Внутренние причины агрессивности:
- Внутренний дискомфорт, неуверенность.
- Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
- Высокая тревожность, ощущение отверженности.
- Неадекватная самооценка (чаще заниженная).
- Стремление привлечь внимание взрослых.
Агрессивность как свойство личности отличается от ситуативной агрессии, возникающей при опасности, и проходящей, когда человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. В подобных случаях важно, чтобы человек умел выражать свои негативные эмоции адекватно.
Но бывает, что агрессивность становится свойством личности. Как понять,что ситуативная агрессивность перерастает в патологическую особенность личности?
Примерные критерии агрессивности:
- Младшие школьники:
- часто теряют контроль над собой;
- часто спорят и ссорятся с окружающими;
- отказываются выполнять просьбы взрослых;
- намеренно вызывают у других чувство раздражения;
- обвиняют других в своих ошибках;
- могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
- часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
- долго помнят обиду, стремясь отомстить;
- мнительны и раздражительны.
- Средний школьный возраст и подростки:
- угрожают другим людям словами, жестами, взглядом;
- выступают инициаторами драк;
- не испытывают сострадания, могут намеренно делать больно животным и людям, жестоки, не раскаиваются в содеянном;
- не считаются с мнением родителей, их запретами;
- прогуливают уроки, конфликтуют с учителями, сверстниками.
Если Вы считаете, что для ребёнка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребёнок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста.
Разобравшись с причинами появления агрессивности у детей, обратимся к игре. Агрессивная игра может быть коррекционной, в ходе которой ребёнок пытается справиться со своими страхами, с обидой, пережить неприятные моменты и переиграть их по-своему, попытаться найти выход из сложных для него ситуаций. В таком случае игра развивается, агрессия в ней обдуманна, как правило, заканчивается она хорошо. Но бывают игры, которые не ведут к разрешению детских проблем, они могут перейти в реальную драку и заканчиваются печально – шишками, слезами, жестоким поведением.
Вы заметили, что ребёнок агрессивен, часто играет в агрессивные игры. Что делать?
- Исключите агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, сверстники, фильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)
- Помогите ребёнку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
- Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребёнок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
- Повышайте самооценку ребёнка.
- Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
- Не наказывайте ребёнка за агрессивное поведение! Агрессия с вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребёнка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребёнок успокоится, нужно начинать разговор.
- Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!
(«Надо беречь природу», - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева, «чтобы не мешало на дороге». «Драться нехорошо», - говорит папа, но после ссоры ребёнка с товарищем учит: «Надо было дать сдачи!»).
- Помогите ребёнку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
- За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему вглубь. Необходимо искать причину её возникновения.
Материал обработала И. В. Скубий,
педагог-психолог
Источник: http://special3.shkola.hc.ru/ |