Вторник
16 Июл 2024
17:14
Категории раздела
Советы психолога педагогам [48]
Советы психолога родителям [112]
Советы психолога подросткам [47]

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
МАУДО "ЦДОД" г.Усинска

Советы родителям. «Детская лень»

Нежелание ребёнка что-то делать оценивается родителями достаточно однозначно: «лень родилась раньше тебя». Но у детской лени гораздо больше «подводных камней», чем мы можем себе представить, а у нас, взрослых, - ошибочных мнений о ней.

Обычно детская лень связана с нежеланием делать уроки, помогать по хозяйству или заниматься в кружках, секциях и т. д. То есть, делать всё то, что ребёнок делать как бы обязан. И наша логика здесь проста: мы же выполняем наши обязательства. Но ребёнку пока ещё ценнее его собственные желания. А кроме них, существует ещё масса причин, в том числе не имеющих ничего общего с настоящей ленью.

Можно выделить несколько основных пунктов с заблуждениями и реальностью по детской «лени»:

- частой причиной детской «лени», особенно касательно школьных дел, являются, на самом деле, страхи перед неудачами, неуверенность в собственных силах; ребёнок также может попросту не знать, как что-то сделать: ему не объяснили, а он боится спросить; кроме того, действия ребёнка могли не скорректировать, чтобы результат его работы принёс ему удовольствие, а ведь без него и нам часто ничего делать не хочется, да и к трудолюбию без удовольствия приучить невозможно;

- большинство родителей следят за самочувствием ребёнка, но не всем удаётся это сделать вовремя; случается, что в лени обвиняют ребёнка, у которого недомогание от вялотекущего или только начинающегося заболевания;

- часто считают ленивыми тех детей, которым необходимо активное общение, активная деятельность; для них сложно выполнять какую-то скучную, монотонную работу; «погулять для ребёнка» - это активное занятие, а убрать в своём столе – пассивное, скучное дело; к тому же, дети сейчас достаточно загружены уроками, сидением в помещениях, и их потребность в физической активности вполне обоснованна; возможно, ребёнку не хватает интересного для него общения, а «гуляя», он его получает;

- бывает, что взрослые сами накручивают себя, подсознательно сравнивая свою  жизненную череду дел, обязанностей и детскую, подростковую практически «беззаботную жизнь»; и тогда взрослые срываются, пытаясь непременно найти дело ребёнку, чтобы «польза» была и от него.

Особо изводит родителей детская лень в подростковом возрасте, поэтому обсудим её отдельно. Иногда, кажется, что подростки всецело подчинены лени, валяясь на диване, засиживаясь за «игрушками» перед компьютером вместо полезных дел или «шатаясь» по улицам. Они часто повторяют фразу «Я ещё не успел отдохнуть». В это мало верится родителям, ведь подросток молод, более или менее здоров, не «пашет» на работе и за домашними делами.

Во-первых, существует физиологическая причина. В организме ребёнка происходят глобальные перемены. Они связаны с гормональными изменениями и действительно провоцируют постоянное ощущение усталости.

Второй причиной «ничегонеделания» является то, что дети не всегда знают, чем конкретно можно заняться. Пора детских игр уже давно позади, взрослые «занятия» по дому и работе вряд ли можно назвать занимательными. И ребёнок теряется.

Третьей причиной является нежелание подростка подчиняться, как прежде, и стремление отличаться от родителей, их жизненных течений.

В-четвертых, подростку незачем проявлять чрезмерную активность, спешить всё сделать. У него ведь всё впереди, и он уверен, что всюду успеет в этой жизни. Даже время для него течёт более медленно. Психологи также утверждают, что лень для ребёнка является возможностью для размышлений, особенно в подростковом возрасте. А ведь это очень важно для устанавливающейся, самоопределяющейся, обуреваемой сомнениями личности, знать «кто я» и «что есть моя жизнь».

Интересный факт о настоящей лени обнаружили учёные из калифорнийского университета Америки. Оказывается, жизненный стиль способен передаваться по наследству. Таким образом, лень тоже является «наследством», изначально переданным от родителей детям.

Родители часто сами провоцируют детскую лень:

- берегут детей до определенного возраста от любых дел;

- выражают пренебрежение к каким-то видам работ, профессиям, к людям этой профессии;

- демонстрируют собственный пример всепоглощающей лени или, наоборот, безрадостного труда без малейшего удовольствия; постоянно ругают свою работу и обязанности;

- не дают правильной, заманчивой цели для ребёнка, не создают правильной установки;

- встречается некорректное поведение учителей, родителей, не умеющих терпеливо объяснить, направить, но постоянно обвиняющих ребёнка в лени и бездарности;

- может иметь место негативное влияние других детей с ложными установками о труде и обязанностях;

- не уделяется должного внимания воспитанию волевых качеств ребёнка;

- не понимают, что эта лень у ребёнка – просто нежелание учиться, нелюбовь к школе, учителю, предмету, низкая успеваемость и т. п.     

Что делать с ленью?

Для изгнания лени и её «призраков» психологи предлагают следующие рекомендации родителям:

- первое, что нужно сделать, так это понять, что детская лень – это, в большей степени, неорганизованность, неправильное планирование, а подростковая лень – это физическая необходимость или часто неправильное предубеждение у ребёнка, что учиться «не модно и по-детски», а «по взрослому – это делать то, что хочется»;

- не нужно придерживать ребёнка от каких-то посильных ему дел, жалея малыша «ещё наработается, маленький пока» (тем более, если он сам пытается что-то сделать);

- не стоит отбивать ребёнку охоту трудиться фразами-установками: «не будешь работать, ничего в жизни не добьёшься», - работа не должна представляться ребёнку только тяжкой пахотой ради «всего», без какого-либо удовольствия;

- подросткам нужно разрешать «полениться», но не стоит это делать чрезмерно часто, освобождая его от обычных подростковых обязанностей по дому и в школе;

- нужно составить для ребёнка чёткий список обязательных дел, отдыха и его личных занятий (контроль выполнения должен быть постоянным и объективным; хорошо бы посоветоваться с ребёнком по распределению этих дел – общее решение имеет большой шанс на успех; нужно подчеркнуть, что обязанности есть у всех); важно приучить делать всё систематически, понемногу, чтобы потом это не нависло целым комом неприятных, невыполненных дел, которые в таком объёме точно не принесут удовольствия;

- хорошо бы по каждому заданию выделить для ребёнка перспективный практический результат, который его заинтересует;

- не стоит диктовать по действиям ребёнку, что и как ему нужно всё делать, ведь это лишает его энтузиазма и приводит к пассивности ребёнка, к тому же это понижает уважение ребёнка к себе (если ребёнок чего-то не знает, предложите «подсказку»; если не получается что-то, дайте шанс попробовать ещё раз);

- если ребёнок ленится в школьных делах, хорошо бы узнать его отношение к предмету (и степень его понимания), к учителю, одноклассникам и к этой школе в целом; лень может быть следствием запущенной неуспеваемости – помогите повысить успеваемость;

- даже если ребёнок хронически болен - есть то, что остаётся для него посильным трудом, кроме самых редких случаев, по предписанию врача;

- можно объяснить, показать своим примером, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса;

- не допускать жёсткой критики ребёнка по результатам любой работы; если нужно сказать, что не так, не оценивайте ребёнка, оцените действия, где и что было сделано не совсем верно; будьте терпеливы и спокойны в любом объяснении;

- не забывайте о наказаниях и поощрения, но наказания не должны быть жестокими, слишком строгими, а вознаграждения не должны быть слишком частыми, полученными за мелкие дела;

- хорошо бы дать ребёнку понять, что самостоятельность – это трудовые обязательства, ответственность, а не только право что-то не делать в эту секунду;

- не высказывайте никаких пренебрежительных суждений в адрес представителей любой профессии – ребёнок должен знать, что всякий добросовестный труд в почёте;

- с подростком можно обсудить и перспективы изменений трудовых, профессиональных требований, возрастание оценки работодателями ответственных, трудолюбивых, знающих работников в нашей стране и безоговорочную их ценность за границей;

- самим родителям нужно перестать торопиться и дать себе возможность отдохнуть, чтобы не толкать детей «в спину» на полезные дела беспричинно, вернее, по своим причинам.

Дети часто ленятся что-то выполнить по поручению и обязательствам. А мы, взрослые, часто ленимся поговорить с ними и заглянуть в их душу глубже,  более тщательно подойти к воспитанию.

Давайте начнем с себя, а там и с детской ленью разобраться быстрее получится!!!

 

Материал обработала: И. В. Скубий, педагог-психолог

Источник: http://www.roditel

Категория: Советы психолога родителям | Добавил: Alexey (09 Апр 2014)
Просмотров: 1447 | Рейтинг: 5.0/2