Экзаменационный период учебного года - это особая пора и для школьников, и для родителей. И если для выпускников 9-х и 11-х классов май - последний месяц перед итоговой аттестацией, то для всех остальных учеников этот учебный месяц - время сдачи так называемых переводных экзаменов, или экзаменов по профильным предметам.
Успешное завершение учебного года зависит от многих факторов, в том числе и от правильно организованной помощи со стороны родителей.
Дети, которым безразличен результат обучения, - исключение из правил. Конечно, ожидания и повод для переживаний у каждого свои: для кого-то «4» - настоящее горе, для кого-то «3» - праздник; тем не менее, практически все ученики испытывают в это время большое физическое и психологическое напряжение.
Родители знают своего ребёнка лучше других и могут оказать эффективную помощь в подготовке к экзаменам. Самое главное - оставить на этот период любые назидательные и нравоучительные беседы и сосредоточиться на поддержке и реальной помощи детям. Забудьте неуместные и бесполезные, а иногда и вредные фразы: «Я же тебе говорила раньше», «Я ещё зимой предупреждала», «Ты вот нас не слушал» и т. д. Не впадайте в крайности в оценках происходящего и ожидаемых результатов. Давайте ребёнку возможность выговориться о своих тревогах и волнении, займите позицию слушателя, не стремящегося прокомментировать каждое суждение ребёнка, даже если оно вам кажется спорным. «Я в тебя верю», «В нужный момент ты вспомнишь», «Мы понимаем тебя и сочувствуем» - ребёнок нуждается в вашей дружеской поддержке и сопереживании.
Детям тревожным полезно рассказать историю об удачной сдаче экзаменов из собственного опыта. Следите при этом за их реакцией. Если вас не хотят слушать или это сейчас неинтересно, не стоит настаивать. В состоянии психологического напряжения результат вашего рассказа будет противоположным цели и может вызвать раздражительность, или усугубит нервозность. Если слушают увлечённо - рассказывайте подробно, не спеша, описывая собственные ощущения.
Ребёнку мнительному поможет обрести уверенность в себе какой-то добрый знак, увиденный вами. Возможно, вам приснился вещий сон или птичка постучала в окошко, принесла добрую весть. У вас есть счастливый пятачок, который приносил удачу ещё вам в школьные годы, он обязательно принесёт удачу и наследникам.
У школьников, особенно к старшим классам, вырабатывается временной режим оптимального решения учебных задач. Не ломайте этот режим в период подготовки к экзаменам. Кто-то лучше запоминает и усваивает утром - пусть максимально загруженным будет утро; привык сидеть за учебниками поздно вечером - пусть время работы будет традиционным. Следите за тем, чтобы обязательно чередовались периоды труда и отдыха, полезнее всего будут прогулки на свежем воздухе.
Нужно учитывать и специфику предметов, по которым ребёнку предстоит сдавать экзамены. Готовясь к устным экзаменам, целесообразно систематизировать и повторить весь изученный курс, а подготовиться за короткий период, например, к письменному экзамену по русскому языку нереально, есть смысл сосредоточиться на отдельных разделах программы.
Как правило, дети сдают не один, а несколько экзаменов подряд. Каждый из них - определённый рубеж, после которого обязательно нужен отдых, независимо от результата. Успешная сдача - праздник не только для ребёнка, но и для семьи. Не воспринимайте отличный результат как должный и единственно возможный, порадуйтесь вместе с ребёнком, устройте праздничный ужин. Неудовлетворительный результат - это не трагедия, это опыт. Не машите обречённо руками, не вешайте ярлык «неспособный» на своего ребёнка. Обсудите случившееся и учтите этот опыт в дальнейшем.
По сути, наши дети не просто сдают экзамены по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности. Даная форма проверки знаний - это испытание характера, силы воли, умение в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определённой области знаний, умение не растеряться, справиться с волнением - этому обязательно нужно учить и учиться.
Психологи рекомендуют родителям:
- структурируйте дни подготовки к экзаменам: разбейте весь учебный материал на равные части и контролируйте ежедневное выполнение задания;
- не ругайте детей за отсутствие необходимого материала для подготовки к экзамену; заботливые родители найдут недостающие источники, пока дети работают с доступными им;
- питание должно быть сбалансированным, но привычным, особенно в период экзаменов, так как реакция организма в момент психоэмоционального напряжения может быть непредсказуемой; полезны шоколад и сухофрукты;
- исключите на этот период все конфликтные вопросы, касающиеся учебной деятельности, стимулируйте ответственность в подготовке к экзамену и поддерживайте у детей веру в собственные силы.
Материал обработала И. В. Скубий, педагог-психолог
Источник: osvita-ua.net
|