Пятница
22 Ноя 2024
03:40
Категории раздела
Советы психолога педагогам [48]
Советы психолога родителям [112]
Советы психолога подросткам [47]

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МАУДО "ЦДОД" г.Усинска

Советы родителям «Гиперактивные дети»

     Гиперактивность у детей – упрощенный вариант названия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (сокращенно СДВГ). Это патологическое состояние в 80-х годах вывели в самостоятельное заболевание, называемое также гиперкинетическим расстройством. Гиперактивный ребёнок не способен долго быть сосредоточенным, четко контролировать свое поведение, отличается невнимательностью, излишней импульсивностью и неусидчивостью.

       Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребёнком  дома. В конечном счёте, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей.

Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.

1. Найдите себе помощь и поддержку. Выберите знающего специалиста, с которым вы можете советоваться (школьный психолог, детский психиатр, социальный работник, педиатр и т.д. – должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВГ). Не бойтесь просить помощи.

2. Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребёнку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.

3. Определите правила. Запишите их на видном месте. Ребёнок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.

4. Повторяйте указания. Записывайте указания. Проговаривайте их. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.

5. Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом «вернуть» ребёнка с СДВГ «к реальности». Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребёнка от грёз или успокоить.

6. Установите границы. Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите всё под контролем.

7. Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно. Повесьте список на холодильник, на дверь в комнату ребенка, на зеркало в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков СДВГ - откладывания дел на потом.

8. Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам. Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.

9. Позволяйте ребёнку спасительную отдушину. Разрешайте ребёнку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.

10. Позаботьтесь о постоянной обратной связи. Она помогает сохранить их на правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые, и говорите ребенку, что вы думаете.

11. Разбивайте длинные задания наиболее короткие. Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВГ. Длинные задания зачастую перегружают ребёнка, и он отступает перед ними с чувством того, что «я никогда не смогу это сделать». Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребёнку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.

12. Расслабляйтесь. Дурачьтесь. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. «Воздействие» на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного подурачиться, это очень поможет.

13. Остерегайтесь перевозбуждения. Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут «перекипеть». Вы должны быть способны вовремя и быстро «притушить огонь». Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.

14. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от неё. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.

15. Используйте трюки для улучшения памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.

16. Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите это. И потом повторите то, что сказали. Поскольку для большинства детей с СДВГ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.

17. Упрощайте указания. Упрощайте выбор. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребёнок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.

18. Используйте обратную связь, которая поможет ребёнку лучше понять самого себя. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путём. Спросите его, например: «Ты знаешь, что ты только что сделал?» или «Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?» или «Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?». Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.

19. Ясно объясните, чего ожидаете от ребёнка. Ничего не подразумевайте и ничего не предоставляйте случаю.

20. Дети с СДВГ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы. Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Многие из них – маленькие предприниматели.

21. Постарайтесь осторожно дать точный и ясный совет в социальном плане. Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать. Если у ребёнка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., - к примеру, скажите: «Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого».

22. Пользуйтесь разными игровыми средствами. Мотивация улучшает СДВГ.

23. Возложите на ребёнка ответственность, когда это возможно. Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.

24. Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте. Дети нуждаются в вашей поддержке.

25. Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем, как начать, завладейте вниманием оркестра. Для этого вы можете использовать тишину или легкое постукивание палочкой. Держите ребёнка во времени, указывайте на вещи, которые надо сделать, по мере того, как вам нужна его помощь.

26. Повторяйте, повторяйте, повторяйте. При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.

27. Проводите физзарядку. Один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребёнок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.

 

Материал обработала И. В. Скубий, педагог-психолог

Источник: http://special3.shkola.hc.ru/

Категория: Советы психолога родителям | Добавил: Администратор (02 Дек 2015)
Просмотров: 520 | Рейтинг: 0.0/0