Именно с раннего возраста закладывается коммуникабельность и способность налаживать рациональные контакты, заводить взаимовыгодные связи. В это период перед родителями встает довольно серьезный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок общался, легко заводил дружбу с окружающими, и не только с одногодками, но и с детьми старшего возраста.
Родитель – первый и единственный учитель, который может научить жизни и отношению к ней лучше любой школы. На примере своих мам и пап дети учатся общаться с людьми, находить с ними контакт, улаживать конфликты. Если сами взрослые не имеют близких друзей, мало разговаривают между собой и ребёнком, то он рано или поздно примет для себя такую же коммуникативную модель. Но кто же хочет, чтоб его ребёнок вырос замкнутым и сторонился людей? Бывает, что у ребенка просто не получается найти общий язык со сверстниками. В этом случае родитель может помочь развить в своем ребенке навыки общения.
Ниже приведены составляющие дружбы; прочитав их, постарайтесь научить этому ребёнка.
- Открытость. Любая дружба начинается с чего-то. Два человека подают какой-то знак о том, что они хотят стать друзьями. Чтобы ваш ребёнок с кем-то подружился, вам нужно показать другому ребёнку, что ваш малыш проявляет интерес к нему, выражает открытость к дружбе. Можно научить проявлять открытость хотя бы в приветствии. В таком случае хорошо помогают ролевые игры, когда малыш практически воспроизводит линию своего поведения и поведения другого ребёнка. Необходимо объяснить, что приветствие – это дружеский зрительный контакт, улыбка. Объяснение должно быть достаточно громким, чтобы другой ребёнок тоже это слышал. Имя человека, произнесенное за приветствием, сделает его более личным.
- Комплименты. Это способ достаточно простой, к тому же выражает готовность ребёнка дружить. Он чувствует себя комфортно, когда говорит искренний комплимент, а нам нравятся люди, которые оценивают наши хорошие качества по достоинству. Сядьте вместе с ребёнком и подумайте, как можно похвалить одноклассников. Сначала пусть комплименты будут совсем простыми: «У тебя красивый свитер», или «Хороший гол!». Можно сказать однокласснице, которая рисует, что у нее красивые рисунки, это откроет новые возможности для дружбы.
- Доброта. Даже самое малое проявление доброты может быть хорошим способом для начала дружбы. Если ваш ребёнок поделится ручкой или карандашом, поможет донести портфель однокласснице, то вызовет ответную доброту, которая может стать началом дружбы.
- Похожесть. Специалисты установили, что в большинстве случаев дружба возникает между детьми, которые считают, что они похожи друг на друга. Дети легче заводят дружбу с детьми одного пола, возраста и национальности. Также дети могут подружиться на основе интересов, социальных навыков, достижений в учёбе или спорте, популярности в коллективе. Так основным компонентом дружбы является формирование похожести. Задайте своему ребёнку вопрос: «Как ты думаешь, что у вас с этим мальчиком (или девочкой) есть что-то общее?». Ответами станут наблюдения ребёнка, которые помогут ему разобраться, с кем он хочет дружить. Нахождение общего языка с другими детьми не означает, что он должен стать клоном остальных. Но подружиться с кем-то, у кого совсем другие интересы, довольно сложно. Дружба начинается с похожих черт характера или увлечений.
- Привлечение внимания. Существует несколько стратегий привлечения внимания к себе. Одна из неудачных стратегий: «Нужно сделать грустное лицо и тогда дети сами подойдут». Такая стратегия одноразова и не является хорошим путем к дружбе. Дети подойдут к грустному ребёнку, но не более двух раз. Они хотят быть с такими детьми, которые живут весело и с удовольствием. Научите ребёнка привлекать внимание чем-то познавательным и интересным (например: зачитать вслух стих или высказаться по поводу какого-нибудь интересного фильма).
- Общее дело. Участие в общем деле является еще одной составляющей дружбы. Чтобы получить удовольствие от игры со сверстниками, ребёнок должен вести себя так, чтобы другой ребёнок тоже играл с ним, мог сообщить о своих предпочтениях или антипатии, избежать любых разногласий, или разрешить их, если они возникли. Конечно, существует много вариантов, когда игра идёт не так, как хочется: дети могут ссориться друг с другом, обижаться, не мириться, не давать или забирать игрушки у других детей, пытаться командовать другими детьми, драться. Все эти ситуации мешают всеобщему веселью. Но именно способность разрешать и преодолевать такие ситуации делает дружбу детей более успешной.
Материал обработала И. В. Скубий,
педагог-психолог
Источник: kakprosto.ru, zhenomaniya.ru |