Самый универсальный способ увлечь ребёнка тем, что вы считаете для него полезным – показать, как это дело интересно. Да, именно показать, а не рассказать!
Как часто бывает: «Я ему всё говорю, говорю, что читать надо, а он никак не понимает!» Так не получится. Слова здесь бесполезны. Ребёнок, может быть, и будет делать то, что вы от него хотите, но только «из-под палки», нехотя и без удовольствия.
Как же это можно показать? Только личным примером! И показать, как интересно это дело, должен обязательно авторитетный для ребёнка человек!
Если мама всегда с тяжкими вздохами, кислой миной, ворчанием и причитаниями берётся за уборку, то заставить малыша прибирать свои игрушки ой как трудно. Маме помогать он тоже не захочет. И почти невозможно сделать так, чтобы он полюбил порядок.
Если ребёнок никогда не видит родителей с книжкой в руках, то и его придётся заставлять читать, чтобы хоть упражнения в школьных учебниках прочитать смог.
Не любит ребёнок рисовать или лепить, например? Все дети любят, а ваш - нет? Эти занятия очень полезны: и моторика развивается, и воображение, и пространственное мышление. Да и просто удобно: сидит ребёнок на месте, не шалит. На люстре не качается, посуду с полок не скидывает.
Значит, надо его любым способом усадить за рисование или лепку? Возможно, что и надо. Но как? Только личным примером! Садитесь сами и рисуйте, лепите, рисуйте опять, вырезайте что-нибудь, опять лепите. Долго и со вкусом! Это важно! Не просто рисуйте, а всем своим видом показывайте, как вам это интересно.
Не давайте ребёнку портить вашу работу, какой бы она неказистой с вашей точки зрения ни была. Покажите, как вы гордитесь своим произведением. Не надо хвастаться своим творением направо и налево. Просто изобразите гордость за свой творческий труд.
В общем, ведите себя так, как вы хотели бы, чтобы вёл себя ваш ребёнок в такой ситуации.
Как часто это надо делать?
Это зависит то того, насколько на самом деле вас интересует занятие, к которому хотите привлечь ребёнка, от ваших актёрских способностей, природных наклонностей и возраста ребёнка.
В любом случае, повторять это действие надо много раз. С одного раза ребёнок вряд ли увлечётся. Но малыш обязательно заинтересуется, что это там с таким удовольствием мама (папа) творит. Это будет первым маленьким шагом к его увлечению.
Повторяя такие шаги вместе с ребёнком, вы достигнете результата – ребёнок будет с удовольствием заниматься тем делом, к которому вы хотите его пристрастить.
Но если чуть загоревшуюся искорку интереса вы не поддержите, то она очень легко может погаснуть. И тогда эффект может быть противоположным.
Представьте себя на месте ребёнка: «Мама какой-то ерундой занимается, но, кажется, ей нравится это занятие, надо попробовать – вдруг действительно интересно. Нет! Показалось! Мама попробовала и больше не хочет этим заниматься – значит, действительно это ерунда!»
Читайте, рисуйте, лепите, играйте на музыкальных инструментах, танцуйте чаще сами, затем вместе с ребёнком. Не забывайте всеми силами показывать, как вам это занятие нравится, следите за своими высказываниями, выражением своего лица! И тогда ребёнок захочет делать это сам.
Для того чтобы этот результат был стойким, чтобы желание заниматься этим полезным делом у ребёнка не пропало, нужно ещё несколько условий. Об этом мы поговорим в следующий раз.
А сейчас ещё немного поговорим об авторитетных людях.
Кто является авторитетом для вашего ребёнка? Для малышей главный и непререкаемый авторитет, конечно, родители и другие близкие люди. С возрастом это меняется. Будьте готовы к этому! Уже для трёхлетки главным авторитетом может стать воспитательница в садике. Или нянечка. «Анна Анатольевна делает так!» - и малыша переубедить уже очень сложно, да и очень часто не нужно.
Такое часто бывает, но всё же, для дошкольника авторитет родителей очень высок. С приходом в школу всё меняется. Мнение первой учительницы – закон. Что интересно учителю – тем «болеет» и весь класс.
Для деток постарше на первое место выходит авторитет друзей.
Значит, надо постараться заложить в ребёнка интерес, увлечь его разными полезными делами ещё до школы, чтобы малыш узнал, прочувствовал, поверил родителям и проверил на себе, что в мире есть много разных увлекательных и полезных занятий. А потом уже пусть выбирает сам. Не будем ему мешать. Надо уважать выбор ребёнка.
Значит, со школы пустить увлечения ребёнка на самотёк?
Конечно, нет! Но всегда помните, что ребёнок, особенно подросток, ищет интересных творческих людей, которым он небезразличен. И тянется к ним. Если такими людьми не стали для него родители, то он будет искать их на стороне. Таким человеком может стать учитель, руководитель кружка, тренер. А может и дядя Вася из подворотни или ещё какой-нибудь «старший друг». И запретами тут не поможешь!
Единственный выход – развиваться вместе с детьми, чтобы оставаться всегда для них интересным человеком, а не деградировать с возрастом.
В заботах о семье - не забывайте о себе!
Увлекаться и делиться своими увлечениями с детьми, уважать выбор ребёнка, а не заставлять и запрещать. Тогда вашим детям не будет нужды искать интересных людей в случайных местах.
Источник: http://mironovair.com
Материал обработала И. В. Скубий, педагог-психолог |