Приближается контрольная
работа или сдача реферата – и у вашего ребёнка начинается нервная бессонница?
Утром он ничего не может есть, а лицо бледное от страха перед экзаменом? Вы хотите
ему помочь, но не знаете, как? «В этот момент важно принимать страх всерьёз, и
не отделываться высказываниями типа «Да всё не так плохо!» или «Всё у тебя
получится».
Вы не сможете сидеть
рядом с ребёнком на контрольной работе и держать его за руку, чтобы успокоить,
– тем важнее действовать заранее. Но для этого нужно вначале установить, что
страх ребёнка вызван именно экзаменами. «Дети плохо спят ночь перед экзаменом,
у них нет аппетита, они напряжены, нервные, плохо себя чувствуют и замыкаются в
себе. Кроме того, проявляются симптомы заболеваний: дети жалуются на головные
боли и на боли в животе». Если бы родители разрешили ребёнку в этом случае
остаться дома, возник бы порочный круг: ребёнок бы не смог удостовериться в
том, что экзамен не так страшен, как кажется.
Как помочь ребёнку справиться со страхом?
Школьные психологи советуют
родителям принимать меры превентивного характера, и как можно раньше. «И для
маленьких детей, и для подростков ожидания родителей играют важную роль.
Родителям нужно поразмыслить: «Ставлю ли я ребёнку слишком высокие цели – или
он ставит их сам себе?» Например, если ребёнок боится диктантов, потому что
действительно плохо с ними справляется, важно, чтобы родители дали ему понять:
«Ты способен на определённые успехи, а большего мы от тебя не ждём, всё в
порядке».
У детей постарше страх
может быть связан с тем, что они долгое время неправильно и недостаточно
готовятся к контрольным работам. После неудачи появляется страх перед следующим
экзаменом. Здесь родители тоже могут помочь, например, обсудив с ребёнком его
тактику подготовки к экзаменам.
Влажные ладони, сильные
удары сердца – два главных признака внутреннего возбуждения. Когда мы
воспринимаем эти симптомы, мы расцениваем их как «реакцию страха», и тогда наше
возбуждение ещё больше растёт: маленький порочный круг страха. И как из него
выйти? На физическом уровне – с помощью расслабления. Но при этом родители
должны знать, что упражнения на расслабление понравятся не каждому ребёнку. На
когнитивном (мыслительном) уровне страх можно побороть, меняя внутренний
настрой: «Я не смогу» и «Я всё завалю» на «Я хорошо подготовился, всё
получится».
Практические советы: как справиться со страхом?
Давайте рассмотрим
несколько ситуаций, в которых ваш ребёнок может бояться и нервничать.
1. Ребёнок хорошо подготовился, но вечером
в постели чувство страха растёт.
Что делать?
Ребёнок должен включить
воображение и представить себе экзамен. Какие проблемы действительно могут
возникнуть? Как он себя поведёт? Вы можете поспрашивать ребёнка и выяснить, в
чём проблема, а потом обсудить с ним спокойно ситуацию.
2. Как только начинают раздавать листы с
заданиями для контрольной работы, у ребёнка начинается паника. У него возникает
чувство: «Я все забыл!»
Что делать?
Подождать. В первые
минуты поднимается уровень адреналина в крови, ребёнок должен справиться с
этими ощущениями. Поэтому на минутку ему нужно остановиться и прийти в себя. А
потом спокойно начать выполнять задания – лучше, в первую очередь, лёгкие,
которые он без проблем может решить.
3. Ребёнок не может решить задачу.
Что делать?
Собраться с мыслями.
Чтобы это сделать, ребёнку нужно обхитрить большие полушария мозга. Они
устроены таким образом, что мы не можем осознанно делать две вещи одновременно.
Если ребёнок впадает в панику, он не может концентрироваться на маленьких
паузах между вдохом и выдохом. А именно это и нужно делать в данный момент –
чтобы успокоиться и настроиться на решение задачи.
4. Ребёнку предстоит выступление с
рефератом. И внезапно в голове всё пусто от страха.
Что делать?
В этот момент поможет
волшебный шарик. Подарите ребёнку красивый деревянный шарик, который он может
носить в кармане. Как только подступает страх, нужно сдавливать шарик в руке
как можно сильнее. Кроме того, в начале выступления можно открыто высказаться о
своём волнении перед классом. Это не будет выглядеть неловко, а, наоборот,
вызовет симпатию аудитории: многие дети перед выступлением чувствуют то же
самое.
Источник: http://www.moi-roditeli.ru/
Обработала: Инна Скубий,
педагог-психолог |