Вторник
16 Июл 2024
16:58
Категории раздела
Советы психолога педагогам [48]
Советы психолога родителям [112]
Советы психолога подросткам [47]

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
МАУДО "ЦДОД" г.Усинска

«Тревожные дети в школе и дома»

В психологии  под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт. К сожалению, детей с высоким уровнем тревожности становится всё больше, и в силах окружающих взрослых (родителей, педагогов) помочь таким ученикам.

Виды тревожности:

1.                      Тревожность как качество личности присуща ребёнку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от  близких людей. Такой ребёнок очень похож на своих родителей.

2.                      Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например,  после болезненной процедуры у врача  ребёнок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребёнок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать её самостоятельно.

Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от неё получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиа перелётом или экзаменом.

Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребёнка волнует и беспокоит всё, что связано  со школой. Он  боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая  тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования  и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже, т. д.) Становясь старше, ребёнок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей.

1.                      Невротики. Дети с соматическими проявлениями (нервные тики, заикания, энурез, и т. д.) Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребёнка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

2.                       Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается – становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчёркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учёбе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

3.                      Застенчивые. Обычно это тихие  дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учёбе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чём-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого ученика), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребёнком право на ошибку.

4.                      Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Может быть, проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включённости в процесс. Ведут себя так, как будто от всех ждут подвоха. Важно найти в таких детях область, которая им интересна (динозавры, компьютер, и т. д.) и через обсуждение, общение на эту тему  налаживать общение.

Характерные черты тревожных детей:

1.                      После нескольких недель болезни ребёнок не хочет идти в школу.

2.                      Ребёнок по несколько раз перечитывает одни  и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.

3.                      Ребёнок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определённой последовательности.

4.                      Ребёнок легковозбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких людей.

5.                      Ребёнок сильно нервничает во время контрольных работ, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

6.                      Быстро устаёт, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.

7.                      Если не удаётся сразу выполнить задание, такой ребёнок отказывается от дальнейшего выполнения.

8.                      Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

 

Рекомендации для родителей тревожных детей.

Как помочь ребёнку преодолеть тревожность?

 

1.                      Необходимо  понять и принять тревогу ребёнка – он имеет на неё полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать ещё больших неприятностей, и т. д. Ребёнок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьёзными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…») И только после выражения понимания и сочувствия  помогите найти решение, выход, увидеть положительные стороны.

2.                      Помогайте ребёнку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребёнок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине – сделайте это вместе с ним. Таким образом, вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

3.                      Если в школе ребёнок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продлёнку, избегайте перегрузок.

4.                      В сложных ситуациях не стремитесь всё сделать за ребёнка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

5.                      Если ребёнок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности – поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации; может быть, ребёнок сам предложит сюжет развития событий; через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

6.                      Заранее готовьте тревожного ребёнка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

7.                      Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребёнка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ждёт.

8.                      Делиться своей тревогой с ребёнком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»

9.                      Старайтесь в любой ситуации искать плюсы. («Нет худа без добра»; ошибки в контрольной работе – это важный опыт; ты  сможешь понять, что нужно повторить, на что обратить внимание).

10.                  Важно научить ребёнка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

11.                  Сравнивайте результаты ребёнка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

12.                  Учите ребёнка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счёт, и т. д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

13.                  Помочь ребёнку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т. е., телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

14.                  У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

 

Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми.

1. Особенности оценивания: оценка должна быть содержательной, с подробным объяснением причины; оценивается не вся деятельность, а отдельные элементы.

2. Важна общая эмоциональная атмосфера в классе. Не секрет, что из года в год у одних педагогов количество тревожных детей стабильно высокое, а у других - низкое. Это показатель профессионализма педагога, успешности его воспитательной работы.

3. Упор на успешность. В классе важно поддерживать атмосферу принятия, безопасности, чтобы каждый тревожный ребёнок чувствовал, что его ценят вне зависимости от поведения; всегда ищите, за что можно похвалить и подчеркивайте достоинства ребёнка, обсуждая недостатки наедине.

Если ребёнок отказывается выполнять задание, говоря, что не сможет справиться – попросите  его представить другого ребёнка, который знает намного меньше и действительно не может выполнить это задание, пусть попробует изобразить такого ребёнка. «А теперь представь и изобрази такого ребёнка, который сумеет справиться с этим заданием; ты – такой ребёнок».

Упражнение в группе: все берутся за руки и по очереди говорят «волшебное заклинание»: «Я не могу…(каждый говорит, чем для него трудно задание). Я могу (каждый говорит, что может сделать). Я сумею…(каждый пытается сказать, насколько он может выполнить задание, если приложит усилия)».

 

Источник: http://www.r-vmeste.ru/

Обработала: Инна Скубий, педагог-психолог
Категория: Советы психолога родителям | Добавил: Alexey (11 Фев 2014)
Просмотров: 1342 | Рейтинг: 5.0/2