«Каникулы, каникулы - чудесная пора, и нам не нужно просыпаться в семь утра!» Но каникулы закончились; в семь утра, несмотря на темноту, жестоко будит мама, ведь ждут учебники, тетрадки, контрольные и долгие дни до весенних каникул.
Третья четверть - самая тяжёлая по многим причинам. Попробуем сделать всё, чтобы учёба не стала стрессом для школьника.
Экватор учебного года
В конце второй четверти ребята подходят к экватору - середине года. Первое полугодие заканчивается, и учителя часто нагнетают обстановку, подводят итоги, обращают внимание на двойки и грозят проблемами во втором полугодии. И этот промежуточный итог очень сильно влияет на эмоциональное состояние учеников. Возвращаться в школу элементарно страшно и волнительно, ведь там ждут трудности.
Что делать?
На старте учебного процесса садитесь вместе с ребёнком и анализируйте. Смотрите, какие оценки были за полугодие, по каким предметам. Где - порядок, а где надо подтянуть. Нарисуйте план в голове у ребёнка или на листе бумаги. «По английскому ты был молодец, вон как много пятёрок! А математикой в этом полугодии будем заниматься сильнее, поднажмем!»
Такой план поможет, во-первых, вернуть ребёнка мыслями в учебный процесс, во-вторых, показать ему, что вы с ним, вы вместе, вы его поддерживаете и обязательно поможете. А это для школьника очень серьёзная мотивация к обучению. Ошибка, когда родители говорят: сам запустил литературу, сам и выбирайся! Увижу двойку – убью. В-третьих, такой анализ - это ваш шанс как следует похвалить своего ученика. Хвалите обязательно! Это важнее миллиона пятерок.
Почему так тяжело садиться за парту именно сейчас?
Вот вы в первые рабочие дни после праздников наверняка стол разбираете, с коллегами новости обсуждаете, потягиваетесь? А от детей-то мы требуем быстро и активно включиться в учёбу с первого же урока после каникул. А это жестоко.
Долгие каникулы - это хороший отдых, но они жутко выбивают из колеи. Резкий спад нагрузки после накала в учёбе в декабре приводит к тому, что школьники теряют учебную форму. Родители ведь редко сажают за уроки в праздники, да ещё и позволяют абсолютно всё: валяться перед телевизором, спать до полудня, ложиться поздно. А это чревато последствиями. Новогодние праздники заканчиваются, и в момент надо рано вставать, много сидеть и делать ненавистное домашнее задание! Кроме того, учителя после праздников сверяются с программой и выясняют, что не успевают! Начинается бешеная гонка и куча заданий на дом.
Что делать?
- Чуть мягче с домашним заданием. Если видите, что ребёнок переутомляется, то лучше делать уроки на 70 процентов. Ничего страшного, если из семи заданий сделаете пять.
- Самое подходящее время для домашней работы - с 15 до 18 часов. Начинать выполнение домашней работы лучше с письменных заданий.
Хороший вариант: предложите ребёнку самому выбрать, с чего начать. Пусть первым сделает тот урок, который ему больше нравится. Таким образом, мы создадим ситуацию успеха. Ребёнок займется тем, что ему нравится, у него хорошо получится, вы его похвалите, и он будет делать всё остальное с настроем, что он всё может и всё у него получится!
Делайте перерыв между уроками. Сделали русский - прогулялись за хлебом. Сделали математику и английский - попрыгали и поиграли.
Главное, чтобы перерывом между уроками не стали компьютер и телевизор. Ведь они тоже сильно утомляют мозг и глаза.
2. Больше спишь - больше знаешь.
Сон очень важен. Не меньше 9-10 часов. Следите, чтобы ребёнок рано ложился, ведь самый эффективный сон (отдых, расслабление, разгрузка) - до полуночи. Укладывая спать, не устраивайте репрессии. Вчера можно было смотреть телик до ночи, а сегодня «быстро спать, быстро спать!!!» Так вы спать не уложите, а только поругаетесь. Сейчас очень важно, чтобы не начали портиться отношения между родителем и ребёнком.
Будите с запасом. Прозвенел будильник, но есть ещё пять минут - поваляться. Идеально сделать элементарную зарядку, чтобы разбудить организм. Потом душ, завтрак.
Если ребёнок не может проснуться, позвольте ему пропустить первый урок и поспать. Объясните проблему учителю.
3. Свежий воздух - светлая голова. Мозгу, который всё время учится, нужен кислород. А кислород - это движение и воздух. Если совместить - совсем здорово! В идеале на воздухе школьнику нужно бывать два-три часа в день. Как минимум три раза в неделю устраивайте обстоятельное гуляние - каток, лыжи, горки.
4. Витамины. Фрукты-овощи зимой у нас сомнительно натуральные, так что посоветуйтесь с врачом и подберите комплекс витаминов. Важен витамин С, который не только борется с простудами, но и помогает усваиваться железу. Придают сил животные белки и омега-3 жирные кислоты. Помощниками для мозга называют витамины группы В (В6, В12). С утра готовьте завтрак отличника - кашу с мёдом и сухофруктами.
Признаки школьной усталости:
- У взрослых это называется выгоранием, а у детей мы это называем ленью. Нет сил ни на что. Школьник теряет интерес не только к учёбе, но и к любимым играм.
- Плохо ест.
- Снижается успеваемость даже по любимому предмету.
- Вечером ребёнку трудно заснуть, а утром вы не можете его добудиться.
- Всё время болеет, жалуется на плохое самочувствие, «не вылезает из соплей».
- Стал плаксив или агрессивен, часто обижается.
Выполнению домашнего задания рекомендуется уделять определённое время:
в 1-м классе - до 1 часа;
во 2-м классе - до 1,5 часа;
в 3-4-м классах - до 2 часов;
в 5-7-м классах - до 2,5 часа;
в 7-8-м классах - до 3 часов;
в 9-11 классах - до 4-х часов.
Видите, что ваш ученик устал - не гоните его в школу, мол, так вырабатывается воля и формируется дисциплина. Напротив, если ребёнок устал, школьная учёба ему не пойдёт впрок. Вызовите педиатра, попросите, чтобы он дал вам справку, которая позволит отпрыску передохнуть пару дней. Повод вполне достойный - усталость, депрессия.
Если ваши сын или дочь просто отоспятся, подпитаются витаминами, укрепят иммунитет, будьте уверены - они и пропущенные несколько дней быстро наверстают, и заниматься дальше станут с большим усердием. Главное - понимать и чувствовать своего ребёнка. Конечно, не потворствовать симулянтам (и такое, увы, часто случается), но выручать в трудную минуту того, кому действительно нужна помощь.
Материал обработала: И. В. Скубий, педагог-психолог
Источник: viennaschoo.ru |