Конспект занятия «Домашнее хозяйство коми народа»
объединения «Юный художник»
Губарева Наталья Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
Возраст учащихся: 7-8 лет
Тип занятия: Получение новых знаний и умений.
Цель: сформировать знания учащихся о рисовании кошки и собаки.
Задачи:
1. Расширить представления детей о домашних животных коми народа.
2. Развить умения и навыки правильно использовать виды штриховки и цветопередачу.
3. Воспитывать чувство ответственности и заботливое отношения к домашним питомцам.
Планируемые результаты:
1. Формирование представлений о домашних животных коми народа.
2. Формирование навыка штриховки.
3. Создание условий для дальнейшего формирования ответственности за животных.
Оснащение занятия: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация «Домашнее хозяйство коми народа», альбомный лист, карандаши.
Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый.
Формы организации учебного процесса: групповая.
Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Евгеньевна, и я проведу у вас занятие по изобразительному искусству. Скажите мне, пожалуйста, кто отсутствует на уроке.
Сейчас вам понадобится только: чистый альбомный лист, цветные карандаши, простой карандаш и ластик, а все остальные предметы лучше убрать со стола, чтобы не мешали работе.
Ход занятия.
Учитель: Можно сказать, что все места на земном шаре обитаемы. Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах – обитают живые существа. Это животные. Ребята, а на какие две группы можно разделить всех животных.
Дети: Они бывают дикими и домашними. Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят жилища, ухаживают за своим потомством. Домашние – их разводят люди. Люди кормят их и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.
Учитель: Правильно. Еще в древние времена человек приучил не только собаку для охоты, но и других животных, которые давали ему пищу. Как вы думаете, кто это был?
Дети: Корова. Она давала молоко, из которого получали масло, творог и сыр, а также она давала мясо.
Овцы, козы, свиньи тоже давали мясо. Птицы – гуси, курицы, утки давали мясо и яйца.
Учитель: Верно. Лошади, вьючные животные, которые использовались для перевозки груза, были одомашнены позже. А кошки стали домашними питомцами около 3600 лет назад.
На территории нашей республики Коми археологами были обнаружены останки домашних животных. Это свидетельство того, что в древности коми народ разводил крупный рогатый скот. Также в домашних хозяйствах держали овец и лошадей. Шерсть, молоко и мясо не продавали, а использовали лично для себя.
Сегодня на занятии вы не только научитесь правильно рисовать животных домашнего хозяйства народа коми, но и узнаете о них много нового и интересного.
И первых домашних животных, которых мы сегодня нарисуем – это кошка и собака. Ребята, а кто знает, как на коми языке называется кошка.
Дети: Кошка называется – кань.
Учитель: Все верно. А теперь обратите внимание на слайд.
В быту она является хранителем крестьянского хозяйства. Заводили ее для ловли мышей и грызунов. По поверьям, при вселении в новый дом первой пускали, именно, кань. Кань считается женским животным, т.к. привязана к дому, очагу и женщине.
Мужчинами же не одобрялась. Кань могла лишить удачи на охоте, поэтому в лесу про неё запрещалось вспоминать. Особенно нечистыми считались кошачьи усы, поэтому еда, которую обнюхала или тронула кань, считалась испорченной и выбрасывалась мужчинами, а виновница наказывалась. Вот такое представление кошка имеет у коми народа.
А сейчас приступим к рисованию. Животный мир богат разнообразными формами, и передать их нелегко. Использование простых геометрических фигур, таких как: овал, круг, треугольник и квадрат, намного облегчит вашу задачу.
Расположите свой альбомный лист горизонтально, и приготовьте простой карандаш. Для начала сделаем зарисовку кань. Я буду показывать вам на доске и подробно объяснять этапы рисования, а вы за мной будете повторять:
1. Нарисуйте удлиненный овал тела кошки. Добавьте два других пересекающих его овала – бедро и лопатка.
2. Нарисуйте круглую голову. Она должна располагаться на уровне середины овала лопатки. Добавьте заостренные ушки, второе ухо видно частично. Дорисуйте маленькую овальную мордочку.
3.Нарисуйте зигзагообразные линии ног с круглыми суставами. С верхушки овала бедра проведите линию хвоста.
4. Обведите рисунок кошки контуром. Сотрите лишние линии внутри. На мордочке дорисуйте глаза, нос, рот и усы.
Вот такой получилась зарисовка кошки, осталось только добавить ей цвета.
Внимание на слайд. Кань это любимое животное домового, особенно если она была «налимьей окраски», т.е. с серо-чёрно-белыми или серо-чёрно-жёлтыми пятнами и полосками, к таковым также относят так называемых «трёхцветных» кошек (рыже-бело-серых).
Чёрные кошки, как правило, связываются с нечистой силой: в образе чёрного кота появляются дьявол, колдуны. При этом чёрные коты отводят сглаз, порчу и болезни.
Приступим к раскраске кань. Выберите только те цвета, о которых шла речь. Нанесите по линии контура короткие штрихи – это ворсинки шерсти. С помощью многочисленных маленьких штрихов изобразите пятна на теле животного. На темных участках ворсинки ложатся в одном направлении.
Наша кошка, хранительница домашнего очага, готова.
Физкультминутка.
Учитель: Ребята, вы хорошо потрудились. Пришло время немного отдохнуть. Предлагаю сыграть в игру «Цвета». Я буду показывать вам карточку с определенным цветом, у кого этот цвет присутствует в одежде, должен изобразить любое животное, а задача остальных отгадать.
Учитель: Отдохнули, а теперь к работе. Если на коми языке кошка - это кань, то собака – это…?
Дети: Пон.
Учитель: Правильно. Пон – собака. Обратите внимание на слайд.
Она считается мужским животным. Пон отличается в первую очередь высокими сторожевыми качествами и большой ролью в промысловой охоте. Удача промысловика и экономическое благополучие его семьи всегда зависели от пон. Стоимость хорошей охотничьей пон существенно превышала стоимость коровы.
Считалось, что все пон, а в особенности, имеющие светлые пятна над глазами, «четырёхглазые» способны видеть всевозможных злых духов и оберегать человека от них. Пон приписывалась способность разговаривать между собой и понимать язык людей. В свою очередь, охотник мог получить в дар от лешего умение понимать язык пон.
Женщине не полагалось даже дотрагиваться до пон, особо строго воспрещалось ей перешагивать через неё. Считалось, что в противном случае Пон утрачивала все свои ценные качества: чутьё, способность видеть и отпугивать злых духов и т.д.
Особо уважительное отношение охотника к своей пон выражалось в том, что приступая к еде, первую ложку каши он предлагал ей. Хозяину, погубившему свою пон, она мстила из загробного мира, насылая на его скот хищных зверей, а на него самого злых духов. Кроме того, три поколения пон отказывались служить этому человеку.
Начнем с зарисовки пон. Расположите свой альбомный лист горизонтально, и приготовьте простой карандаш. Проделываем те же действия, что и с кошкой:
1. Нарисуйте карандашом наклонный овал туловища собаки. Добавьте по бокам овалы бедра и лопатки. Не нажимайте сильно на бумагу.
2. От лопатки проведите линию шеи, затем дорисуйте круглую голову и мордочку собаки.
3. Нарисуйте линию ног. Кружками обозначьте суставы и лапы животного. Две ноги должны быть видны не полностью.
4. Слегка касаясь карандашом бумаги, мягкими плавными линиями обведите контур собаки.
5. Начиная с верхушки бедра собаки, проведите линию хвоста (он является продолжением позвоночника).
6. Начиная от головы, проведите изогнутую линию уха собаки. Затем сотрите все ненужные линии внутри контура.
7. Нарисуйте глаз, оставив в центре белое пятнышко-блик. Так же раскрасьте нос животного.
8. По контуру добавьте ворсинки шерсти. На темных участках ворсинки ложатся в одном направлении. На темной спине собаки видны белые участки бумаги. Они создают впечатление блеска шерсти животного. Тень под рисунком собаки нанесена черным карандашом.
У всех получилась пон? Справились с заданием, молодцы!
Учитель: Ребята, а какие домашние животные есть у вас?
Дети: Кошка, собака, хомяк и т.д.
Учитель: Хорошо, а кто может рассказать о своем домашнем животном:
1) Какое домашнее животное (кошка, собака, хомячок, попугай и т.д.)?
2) Как зовут вашего питомца?
3) Интересная история или факт из жизни животного?
Дети: Рассказывают о своих питомцах.
Учитель: Наверно вы все любите кошек и собак, и думаете, что они все так же любят вас. Но в жизни бывает по-другому. На улице попадаются злые, агрессивные и плохо воспитанные собаки, которые могут наброситься на детей и на взрослых. Опасной может быть и кошка. Поэтому при общении с животными нужно быть осторожными. Почему так происходит?
Дети: Сначала люди берут в дом кошечку или собачку, а когда им животное надоест, они выбрасывают его на улицу. Если людям надо уехать куда-то далеко, питомца оставляют и т.д.
Учитель: Все верно. А кто из вас знает, куда попадают бездомные животные?
Дети: В приют для животных, специальные питомники.
Учитель: Правильно, ребята. У каждого животного должно быть свое личное место. Поэтому давайте, как для домашних животных, которых вы сегодня нарисовали, создадим дом. В этом домике животное будет чувствовать себя в полной безопасности.
На доске вы видите две таблички «Двор» и «Дом». Прикрепите рисунки своих пон под надписью «Двор», т.к. как у коми народа считалось, что собаку нельзя пускать в дом, и она жила во дворе в своей будке. Рисунки кань закрепляете под «Домом», ведь кошка это хранительница дома, это ее территория и владения, так считал коми народ.
Учитель: Вот такая прекрасная выставка получилась из ваших замечательных рисунков домашних животных. Сегодня на занятии вы научились правильно рисовать кошек и собак, познакомились с применением штриховки и цветопередачей, узнали о значение домашних животных у коми народа.
А на следующем уроке, продолжаем знакомиться с домашним хозяйством народа коми. Вы узнаете, почему люди дорожили коровой и считали ее священной. Какие обряды и приметы были связанны с конем.
Пожалуйста, приберите свое рабочее место. Спасибо вам за занятие, можете быть свободны. До новых встреч!
Литература:
1. Милборн А. Большой самоучитель рисования / Пер.с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой. – М.: ЗАО «РОСМЕН ПРЕСС», 2005. – 192 с.
2. Шевченко Г. Н. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 2 класс / сост. Г. Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 124 с.
Интернет-источники:
1. Мифология коми. Кань. http://www.sati.archaeology.nsc.ru/mifolog/myth/205.htm
2. Мифология коми. Пон. http://www.sati.archaeology.nsc.ru/mifolog/myth/331.htm
3. Народ севера. Традиции, культура, обычаи. http://fb.ru/article/146533/komi---narod-severa-traditsii-kultura-obyichai
|