Пятница
22 Ноя 2024
03:25
Категории раздела
Информация [7]

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МАУДО "ЦДОД" г.Усинска

«Профессиональный кризис. Как люди «остывают» к любимому делу?»

Вспомните, как вы чувствовали себя на самой первой в жизни работе? Такая радость – наконец-то дорваться до дела, заниматься чем-то настоящим и реальным, ощутить свою взрослость, независимость и самостоятельность! Первая работа – это ведь не только зарплата и возможность распоряжаться собственными деньгами. Это ещё и невероятно окрыляющее чувство. Помните, как ответственно подходили к делу? Как старались выполнять задания наилучшим образом, как волновались за результат, сколько было желания работать, энтузиазма и инициативы? А потом что-то произошло.

Куда-то испарилось ощущение, что занимаешься чем-то таким уж важным. Желание делать как можно больше и лучше поугасло. Потеряло свою остроту стремление помочь организации, как-то улучшать её работу, искать и предлагать новые решения. Всё это начало казаться бесполезным. Возникло зыбкое чувство, что всё это никому не нужно. Не оценят, проигнорируют, не поддержат в начинаниях. И даже за качество своей работы перестаёшь так волноваться…

Если вам это знакомо – поздравляю, вы уже столкнулись с первым серьёзным профессиональным кризисом. Заключается он в том, что преисполненный энтузиазмом молодой человек отдаёт новой работе огромную часть себя. При этом свежеиспечённого сотрудника переполняют нереалистичные ожидания о том, «как должно быть» и «чего мы достигнем вместе». Подчёркиваю: не требования, а ожидания. Фантазии то есть. А бессердечная реальность (в большей или меньшей степени) крушит эти мечты. Выясняется, что инновационные предложения сотрудника, которые так бы всем улучшили жизнь, разбиваются о бесконечное количество бумажек, об ограниченность бюджетов, о нехватку времени у начальства и т.п. Хочется делать быстрее и больше, а неповоротливая и медлительная система не даёт таких возможностей. И сотрудник «остывает» к своей работе.

 Что по сути произошло: человек отдал слишком много себя. Жизнь ответила ему уроком: крайности приводят к неизбежному разочарованию. Она как будто говорит: «Стой, не отдавай так много. Поумерь свой пыл, иначе от тебя не останется ничего, а разочарование будет огромное. Давай-ка искать баланс». (Интересно, что точно такие же процессы происходят и в отношениях. Вспомните первую любовь – тоже отдавали себя без остатка, не ожидая чего-то взамен). Но иногда чувств так много, что уши закладывает. И кажется, что есть только обида, а уроков никаких в этом нет.

 И вот тут-то и происходит самое интересное. Боль и разочарование – мягко говоря, не самые приятные эмоции. Избавить себя от них можно только одним способом – где-то эти чувства разместить, на что-то направить, чтобы они душу не травили. В зависимости от того, как человек обходится с этими чувствами, он находит разные способы выхода из кризиса.

Например, можно направить разочарование на конкретную организацию, в которой он работает. В таком случае сотрудник чаще всего увольняется. И это логично: раз проблема в этой конкретной фирме, то стоит уйти в другую, и всё наладится.

Есть и другой вариант – решить, что причина разочарования в самом себе. И тогда человек чувствует себя не достойным успеха, проваливается в ощущение своей виновности и «недостаточной хорошести». Он изо всех сил старается, но становится только хуже. Разочарование в себе так велико, что человек отказывается от своих прежних амбиций. Он ровненько так сидит на нелюбимой работе, ни к чему не стремится и просто делает своё дело – без энтузиазма, любви или интереса. Работа становится необходимым злом.

Можно решить, что проблема в профессии. В таком случае варианты выхода такие: сменить специальность или поменять своё отношение к тому, что есть сейчас. Посмотреть на своё дело свежим взглядом отлично помогают курсы повышения квалификации, освоение новых методов работы, преподавание или смена должности. А элемент творчества, вовремя введённый в привычное дело – вообще спасает всех вокруг.

Есть ещё один вариант развития событий: разочарование в наёмном характере труда. Такие люди с презрением относятся к любому начальству, с ухмылкой произносят фразу «работать на дядю» (эта формулировка – их изобретение). Что ж, тоже выход – начать своё дело. Очень даже отличный вариант. Даже если с бизнесом не сложится, то в дальнейшем трудоустройстве такой сотрудник может оказаться незаменимым: ведь он был на месте начальника и может посмотреть на рабочую ситуацию с обеих сторон.

Неприятные чувства можно направить и на график работы. В этом случае вместо «пятидневки» сотрудник поищет для себя что-то иное. Сейчас много самых разных возможностей – и 1/3, и 2/2, а то и вовсе свободный график и удалённая работа. В каждом из этих вариантов, конечно, свои трудности. Ну а куда же без них.

А может произойти и ещё один случай. Этот случай предполагает полное разочарование в работе как таковой. Ни сфера, ни должность не имеют значения – просто появляется отвращение к какой-либо деятельности. «На дядю» работать противно, а на своё дело не хватает ресурсов. Это те, кто сдались. Они любят говорить нечто вроде «работа – от слова «раб». Чаще всего в это болото затягивает тех, кому не удалось найти ту сферу, в которой им было бы интересно, до того, как наступят мощные и неизбежные профессиональные кризисы.

Можно сказать, что кризисы – будь они личными, семейными или профессиональными – это этапы естественного отбора. Кто-то «отсеивается», застревая в разочаровании, а кто-то ищет новые способы жить. Кризис – это такая волшебная точка, из которой можно или взлететь, или с грохотом рухнуть вниз. Задача испытаний кризисами – пронести через них любовь к своему делу. Пронести, не расплескав.

 

Материал обработала И. В. Скубий,

педагог-психолог

Источник: http://shkolazhizni.ru
 

Категория: Информация | Добавил: Sis_admin (14 Мар 2016)
Просмотров: 509 | Рейтинг: 0.0/0