Проблема зависимого
(аддиктивного) поведения в современном мире оказалась едва ли не самой
запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед
человечеством. Особенно эта проблема затрагивает молодёжь. В погоне за
новыми, яркими ощущениями или в попытках противостоять воздействию
повседневного стресса люди часто прибегают к формам поведения, которые могут
вызвать зависимость. Например, кто-то употребляет алкоголь, когда расстроен, а
кто-то пробует наркотик, чтобы испытать новые ощущения. Сначала такое поведение
часто кажется безобидным и не вызывает беспокойства, однако всегда есть высокий
риск того, что оно перерастёт в болезненную зависимость. Видимость того, что не
стоит беспокоиться, иногда создаёт и отношение в обществе. Например, в
отличие от наркомании алкоголизм в нашей стране является если не одобряемой, то
социально приемлемой формой поведения. То же самое можно сказать и о
табакокурении.
Человек обычно
стремится к психологическому и физическому комфорту. В повседневной жизни такое
комфортное состояние не всегда достижимо или оказывается недостаточно стойким.
Различные внешние факторы, неприятности на работе, ссоры с близкими,
недостаточное понимание в семье, разрушение привычного стереотипа (сокращение
штатов, смена работы, уход на пенсию и т. п.), особенности биоритмов (сезонных,
месячных, суточных и др.), сезонность года (весна, осень) оказывают влияние на
общий тонус организма, подъём или снижение настроения, работоспособность.
Люди по-разному относятся
к периодам сниженного настроения, как правило, они находят в себе силы
справиться с ними, используя свои внутренние ресурсы, общаются с друзьями и
близкими, считая периоды спада естественными циклами жизни. Для других же
колебания настроения и психофизического тонуса воспринимаются как
труднопереносимые. В последнем случае речь идёт о людях с низкой переносимостью
фрустраций, т. е., дезадаптированных личностях. Этому могут способствовать как
индивидуальные личностные особенности (тревожность, зависимость, неадекватность
самооценки и др.), так и акцентуации характера.
Зависимое поведение
в специальной литературе имеет ещё одно название – аддиктивное поведение. В
переводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка.
Аддикция - это
способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения,
то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять
вернуться (если получится) к реальной жизни. Подходящий аддиктивный агент
(сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без
особых усилий, приручая человека к рабству души и тела. Аддикция - это
психологические причины личных катастроф, разрушений и заболеваний.
Зависимое поведение
- один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления
к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического
состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксацией
внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных
эмоций.
В широком смысле под
зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях
получения удовлетворения или адаптации».
Степень тяжести
аддиктивного поведения может быть различной: от практически нормального
поведения до тяжёлых форм зависимости, сопровождающихся выраженными
соматической и психической патологиями.
Типы аддиктивного
поведения:
- алкоголизм,
наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая аддикция);
- азартные игры,
компьютерная аддикция, сексуальная аддикция, длительное прослушивание музыки,
основанной на ритме;
- нарушение пищевого
поведения;
- полное погружение
в какой-то вид деятельности с игнорированием жизненно важных обязанностей и
проблем и др.
Для человека и
общества не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по последствиям.
Современное
состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах (факторах)
аддиктивного поведения.
Как правило, ведущая
роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье; особенности
воспитания, а также младенческая травма в первые два года жизни (болезнь,
утрата матери или её неспособность удовлетворять эмоциональные потребности ребёнка,
жёсткий режим питания, запрещение «баловать» ребёнка, желание сломить его
упрямый нрав и др.) связаны с последующим зависимым поведением детей. Как часто
вместо телесного контакта («привыкнет на руках сидеть») и эмоционального тепла
ребёнок получает соску-пустышку или очередную бутылочку с питьём. Неживой
объект «помогает» ребёнку справиться со своими переживаниями и заменяет человеческие
отношения. Дома, в родительской среде ребёнок учится языку
межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребёнок не находит у
родителей поддержки, телесных поглаживаний, эмоционального тепла, то испытывает
чувство психологической незащищенности, недоверия, которое переносится на
большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в
жизни. Всё это и заставит в будущем искать комфортного состояния посредством
приёма определённых веществ, фиксации на определённых предметах и активностях.
Если семья не дала ребёнку необходимой любви, то со временем он будет
испытывать трудности в поддержании самоуважения (вспомним актуальную беседу
алкоголиков «Ты меня уважаешь?»), в неумении принимать и любить самому.
Очевидно, что не
менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной
личности. Выделяются следующие психологические особенности лиц с
аддиктивными формами поведения:
- в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание
решений проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и
трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая
самокритичность;
- в
аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое
возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка,
появление социофобии, агрессивность;
- искажение
мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищённости,
самоутверждении, свободе, принадлежность к временной перспективе;
- наличие
когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная
логика»: произвольное отражение – «Я – неудачник», «Я – супермен»; селективная
выборка – «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»;
сверхраспространённость – «Все наркоманы, так как принимают лекарства»;
абсолютное мышление – «Всё или ничего», «Мир чёрный или белый»; персонализация
– «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».
Аддикция - это
способ контролировать и устранять периоды спада. Используя какое-либо средство
или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее
настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в
дальнейшем этого уже недостаточно. Аддикция - процесс, который имеет начало,
развивается и имеет завершение.
Аддиктивная
установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к
объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы был постоянный запас
сигарет, наркотика). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать.
Усиливается механизм рационализации – интеллектуального оправдания аддикции
(«все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьёт, того болезни не
берут»). При этом формируется так называемое магическое мышление (в виде
фантазий о собственном могуществе или всемогуществе наркотика) и «мышление по
желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям
аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («всё нормально», «я могу себя
контролировать», «все наркоманы – хорошие люди»).
Аддиктивная установка
неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью
существования, а употребление – образом жизни. Жизненное пространство сужается
до ситуации получения объекта. Всё остальное – прежние моральные ценности,
интересы, отношения – перестают быть значимыми. Желание «слиться» с объектом
настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к
нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Неудивительно, что
ложь зачастую становится неизменным спутником зависимого поведения. Критичность
к себе и своему поведению существенно снижается, усиливается
защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации.
Пожалуй, одним из
самых негативных проявлений аддиктивной установки является отрицание болезни
или её тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость («я – не
алкоголик», «если захочу, брошу курить») осложняет его взаимоотношения с
окружающими и существенно затрудняет оказание помощи, а в ряде случаев делает
зависимость непреодолимой.
Субъективно
аддиктивное поведение переживается как невозможность жить без объекта аддикции,
как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный
аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность.
Существуют различные
формы психопрофилактической работы.
Первая форма –
организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно
предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть
направлено на общество в целом, например, через создание негативного
общественного мнения по отношению отклоняющемуся поведению. Объектом работы
также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная
личность. Профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде
всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и
трезвость.
Вторая форма
психопрофилактической работы – информирование. Это наиболее привычное
направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения
специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в
попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её
способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного
подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а
также дифференциация по полу, возрасту, социально-экономическим
характеристикам.
Третья форма –
активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель
преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время
распространены следующие формы:
- тренинг
устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать
«нет» в случае негативного давления сверстников);
- тренинг
аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается
самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных
ценностей);
- тренинг
формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать
дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).
Четвёртая форма –
организация деятельности, альтернативной зависимому поведению. Предполагается,
что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор,
пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности
признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с
риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе
профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
В семейном
воспитании ведущими профилактическими задачами выступают: раннее воспитание
устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование
умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные
потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении
негативных потребностей и занятий.
Пятая форма –
организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной
ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические
нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение
излишеств. Шестая
форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом,
их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста,
арт-терапия – всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь
обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному
внешнему воздействию. Источник: http://nsportal.ru.
Обработала: И.
В. Скубий, педагог-психолог |