Проявляющееся в подростковом возрасте
(отрочестве) чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые
для себя «взрослые» виды взаимодействий.
Этому, естественно, способствуют бурное
телесное развитие и, следовательно, идентификация подростка со взрослыми.
Отмеченные факторы существенно влияют на
изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять
интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку
становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим, прежде всего,
связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера
держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как
женщина». Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности -
это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.
Диспропорции в развитии между мальчиками
и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии
девочки опережают мальчиков и могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая
других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у
мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост,
полнота, худоба и др.
Формы общения со сверстниками противоположного
пола
Возникающий интерес к другому полу у
младших подростков проявлялся вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков
характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание
и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и
серьезно не обижаются, в свою очередь демонстрируя, что не замечают, игнорируют
мальчиков. В целом мальчики так же с интуитивным вниманием относятся к этим
проявлениям девочек.
Позднее отношения усложняются. Исчезает
непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации
безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В
то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства
влюбленности к представителям противоположного пола.
Наступает этап, когда интерес к другому
полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и
девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к
устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес
обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно
сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных
симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого
подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть
готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.
У старших подростков общение между
мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются
подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть
интенсивной; как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие
взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.
Интерес отрока к сверстникам противоположного
пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки
другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный
интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию
восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых у других личностных
качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить
самого себя.
Непосредственной причиной для оценки
своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником
другого пола.
Романтические отношения
Романтические отношения могут возникать
при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении музеев, театров,
танцев, кино и т. д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными
персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко
чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает.
Другие гордятся собой.
Стремление нравиться становится одним из
значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я
ему нравлюсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы
немой обет к предпочтению другим. Другой становится предметом неотступного
внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе.
Если ответных взглядов нет, то подросток
сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные
возгласы: «Он меня не любит!»
Особую цену приобретают прикосновения.
Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и
психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой
и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие
отношения, но не принизить их.
Именно в эту пору многие отроки,
стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают писать дневник,
стихи и т. д.
Романтическое отношение к представителю
другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые
невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и
смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Отрок учится действовать
в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему,
переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.
Отроческая влюбленность может, конечно,
оказаться истинной любовью. Но такие случаи редки - они не правило, а
исключение. Обычно отрок страдает от любви, слезы накатываются на его глаза.
Многие подростки не переживают открыто и
экспрессивно своих чувств. Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а найдя в
толпе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, милому, а лишь
тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за
ними. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как и их более открытые
сверстники. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого.
Первые чувства оказывают на юную душу
столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно
эти чувства и предмет сердечной склонности, давно растворившийся в реальной
жизни в течение многих лет.
Источник: Мухина В. С.
«Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество» |