В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт.
Виды тревожности:
- Тревожность как качество личности. Присуща ребёнку - астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребёнок очень похож на своих родителей.
Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слёзы.
В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребёнка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребёнок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.
- Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребёнок начинает бояться всех врачей.
Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от неё получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, или контрольной работой.
Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребёнка волнует и беспокоит всё, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания; у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в начальных классах– такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку; не понял, что делать; родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребёнок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.
Типы тревожных детей:
- Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.
Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребёнка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.
- Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учёбе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.
- Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети; они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учёбе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чёт-то спросить учителя; очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого); часто плачут из-за мелочей; переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).
Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.
- Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт с взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят в одиночестве. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.
Характерные черты тревожных детей:
- После нескольких недель болезни ребёнок не хочет идти в школу.
- Ребёнок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.
- Малыш стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
- Если ребёнок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.
- Ребёнок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
- Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
- Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.
- Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими
Как помочь ребёнку преодолеть тревожность?
- Необходимо понять и принять тревогу ребёнка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать ещё больших неприятностей и т.д. Ребёнок должен быть уверен, что всегда может обратиться к вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
- Помогайте ребёнку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребёнок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Таким образом, вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
- Если в школе ребёнок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
- В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребёнка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
- Если ребёнок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребёнок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
- Заранее готовьте тревожного ребёнка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
- Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребёнка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждёт.
- Делиться своей тревогой с ребёнком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то, но потом произошло то-то и мне удалось ...»
- Старайтесь в любой ситуации искать плюсы: ошибки в контрольной – это важный опыт; ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...
- Важно научить ребёнка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
- Сравнивайте результаты ребёнка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
- Учите ребёнка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
- Помогите ребёнку преодолеть чувство тревоги с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.
- У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.
Материал обработала И. В. Скубий, педагог-психолог
Источник: http://special3.shkola.hc.ru/ |