Молодость
не только пора мечтаний,
но
и время, когда начинается серьёзная жизнь человека,
определяется
его место на Земле,
его
общественный облик, значение для общества.
И.
П. Мележ
Современные
социально-экономические условия, сложившиеся в России, требуют от человека,
вступающего во взрослую жизнь, комплекса определенных знаний, умений, навыков и
качеств социально активной личности. Современность предъявляет свои требования
к личности. Сегодня нужна открытая, неконфликтная, творческая, компетентная
личность, умеющая работать в команде. Прекрасная возможность для раскрытия и
формирования этих качеств есть у ребенка в дополнительном образовании с его
добровольностью, самодеятельностью, открытостью и возможностью выбора.
Высший результат воспитательной системы
– целостный человек, последовательный в своих поступках, имеющий устоявшиеся
принципы, остающийся самим собой в различных ситуациях.
В МБОУДОД «ЦДОД» г.
Усинска этому вопросу педагогический коллектив уделяет большое внимание и
работает по созданию для этого воспитывающей и развивающей среды. Результат
очевиден. Дети чувствуют себя в учреждении свободно, раскованно, посещают
творческие объединения добровольно, по убеждению, учатся участвовать в диалоге
ребенок - взрослый, воспитанник – воспитанники. Естественный результат –
разносторонняя, позитивная жизнь ребенка как в отношениях с упорядоченными, так
и неупорядоченными компонентами среды, разностороннее проявление в ней своих
возможностей и способностей. Такая жизнь в Центре, ориентирующая ребенка на
самостоятельное выстраивание своего воспитательного пространства,
представляется не только разумной, но и необходимой. Ребенок сливает в этом
потоке свой образ чувств и мыслей с позитивными ценностями других людей,
превращая себя одновременно в субъект и объект воспитания. Это диктует
определенные требования к созданию воспитательного пространства учреждения, к
выполнению им определяющей и направляющей роли в создании воспитательного
пространства для каждой отдельной личности.
Основные направления воспитательной
системы Центра, сложенные изначально:
-
здоровье;
-
развитие;
-
досуг;
-
нравственность, патриотизм;
-
семья;
-
трудовая деятельность;
-
работа по месту жительства;
-
совместная работа с другими организациями, общественностью;
-
ценности и традиции Центра;
-
развитие детского самоуправления.
Для реализации этих направлений в каждом отделе МБОУДОД «ЦДОД»
г. Усинска разработаны и действуют воспитательные программы: «Лидер», «Праздники детства», «Стань
гражданином», «Росток», «Бизнес-клуб», «Я - Гражданин», «Работа по месту
жительства», «Здоровейка», «Основы пожарной безопасности», «Юный инспектор
движения», а также «Дорога к творчеству», которая включает в себя подпрограммы: «Наша дружная семья», «Общение и
досуг», «Я - гражданин», «Мы за ЗОЖ», «Школьные СМИ», «Интеллект».
Все воспитательные программы Центра направлены на развитие ребенка как личности, на
активизацию способностей обучающихся разного возраста, на воспитание
нравственной личности, способной к реализации своего творческого потенциала и к
профессиональному самоопределению, личности, способной к адаптации в социуме.
Педагоги уделяют большое внимание
совершенствованию и обновлению воспитательной деятельности с детьми; для этого
ежегодно в Центре разрабатываются и реализуются инновационные воспитательные
проекты. В 2011-2012 учебном году таких проектов было три.
1.
«Городской детский пресс-центр» - объединение школьных городских СМИ,
сотрудничество с профессиональными СМИ города.
2.
Ток-шоу «Встречи с известными людьми города Усинска» - встречи с
интересными людьми нашего города, людьми, которые многого добились в жизни.
Главная задача - дать возможность взрослым и учащимся по-новому взглянуть друг
на друга в режиме неформального и, по возможности, доверительного общения.
3.
Мастер-классы лидеров школ «Делимся опытом» - создание условий
для активизации лидерского и творческого потенциала учащихся, для обмена опытом
учащихся разных школ города, для развития детского самоуправления.
Е. В. Кулько,
заместитель директора по ВР |