Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.
Специальные условия - это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод
Образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Образовательные учреждения для детей с нарушением слуха
Методы обучения:
-Жестовый (на основе жестового языка и дактилологии)
-Верботональный (на основе слухового и тактильно-вибрационного восприятия)
-Билингвистический (на основе выбора способа коммуникации)
Образовательные учреждения для детей с нарушением зрения
Особенности обучения:
- Формирование тифлообраза объектов виртуального пространства
- Навыки десятипальцевого метода печати
- Формирование звукового восприятия объектов виртуального пространства
- Автоматизация полученных навыков
Образовательные учреждения для детей с нарушением речи
Технологии сопровождения:
- Проведение индивидуальных логопедических занятий
- Формирование предпосылок к полноценному освоению программного материала
- Ориентированность на максимальную реализацию возрастных взаимоотношений и резервов детей
- Развитие и совершенствование речевых навыков (монологическая и диалогическая речь)
- Формирование коммуникативных навыков и психологических предпосылок
Образовательные учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Технологии сопровождения:
- Использование технологий индивидуализации, разноуровневой дифференциации и личностного ориентирования
- Использование специальных приемов и методов в процессе учебно-воспитательной деятельности
- Улучшение психофизического и эмоционального состояния
- Создание оптимальных условий для достижения каждым ребенком ситуации успеха
- Метод экскурсионной педагогики
- Метод лечебной кинологии
Образовательные учреждения для детей с нарушением интеллекта
Технологии сопровождения:
- Развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала
- Обучение навыкам самообслуживания, социальной адаптации
- Формирование позитивных личностных качеств
- Создание условий для осознанного выбора и освоения профессии
Санаторные школы-интернаты и санаторно-лесные школы
Основные принципы построения образовательной среды:
- Принцип здорового образа жизни
- Принцип доверия и поддержки
- Принцип индивидуальности
- Принцип свободы выбора
- Принцип творчества
- Принцип успеха
- Принцип субъективности
- Принцип самоактуализации.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА:
Овладение профессией – одно из условий реализации потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья, одно из основных средств реабилитации и адаптации к жизни в обществе.
Содействие подросткам в выявлении их профессиональных интересов, в определении будущей сферы их деятельности, а в ней конкретного перечня профессий, отвечающих интересам, склонностям, возможностям и состоянию здоровья каждого из них.
Статья Свистунова Е.В., Ананьева Е.А. МГПУ, Москва «Комплексный подход к профориентации и профконсультации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
|