В нашем мире, наверное, нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их ребёнок рос не только здоровым, но и интеллектуально и всесторонне развитым. Для гармоничного интеллектуального развития ребёнка необходимо обеспечить ему доступ к самым разнообразным впечатлениям и знаниям.
Усваивать знания и умения помогают познавательные способности: восприятие, внимание, память, своевременное и достаточное развитие которых, является важной предпосылкой и необходимым условием формирования мышления ребёнка.
Одним из самых важных аспектов интеллектуального роста ребёнка является творчество.
Интеллектуальное развитие ребёнка во многом зависит от его творческих способностей, а если эти способности с раннего детства направлены в нужное русло, и ребёнок правильно воспитан, можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что дальнейшее обучение будет успешным и вызовет у ребёнка только положительные эмоции.
Вокальное искусство является сегодня одним из популярных видов творческой деятельности, особо любимой современными детьми.
Актуальность и значимость развития вокальных способностей обусловлена тем, что они имеют ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и "энергия мышления" даже у самых инертных детей.
Вокальная музыка и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на вокальных занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребёнку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Исполнение и восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию песни, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов произведения. Обсуждая прозвучавшее вокальное произведение с педагогом, ребёнок делает первые сравнения и обобщения: определяет общий характер песни, её структуру, ладовые и мелодические особенности.
Вокальная работа учит сосредотачиваться, развивает речь, устраняет некоторые её дефекты, помогает ближе узнать родной язык и его разнообразие. Со значением многих слов дети знакомятся именно в процессе изучения какой-либо песни.
Кроме того, многие врачи утверждают, что когда поют, дети укрепляют иммунную систему, здоровье, эмоциональный тонус, что помогает интеллектуальное развитие продвигать в правильную сторону.
В музыкально - ритмической деятельности, дети с удовольствием придумывают, комбинируют танцевальные движения, напевая и двигаясь под музыку.
Дыхательный комплекс вокалиста требует серьёзной работы мозга и представляет собой один из процессов самопознания. Я уже не говорю о том, что каждый ребёнок, занимающийся вокалом, постепенно осваивает свою анатомию (сначала пусть в образах, но позже в реальном виде).
Особое место на вокальных занятиях отводится артикуляции, ведь хороший вокалист должен уметь донести содержание исполняемой песни до каждого слушателя. Артикуляция — это действительно соединение интеллектуального и физического, она соединяет мысль и звук, помогает рождаться слову.
Одним из важных условий успешного развития интеллектуальных способностей ребёнка является и то, что он должен получать удовольствие, радость от самого процесса познания.
Все перечисленные виды вокальной деятельности, а соответственно интеллектуального развития применяются на занятиях вокальной студии «Арт – микс», что благотворно влияет на создание необходимых условий для правильного формирования интеллекта детей и закладывает первоначальные основы общей культуры.
Зобнина С.А., педагог дополнительного образования
|