Суббота
27 Апр 2024
14:02
Категории раздела
Центр [701]
Научно-технический отдел [323]
Экономико-правовой отдел [92]
Художественно-эстетический отдел [152]
Организационно-массовый отдел [65]
Эколого-туристский отдел [202]
Экологический клуб [14]
Туристcкий клуб [15]
Музей [310]
САМ [41]
Самая активная молодежь
Профориентация [23]
Эколого-экономический отдел [50]
Общественное управление [12]

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МАУДО "ЦДОД" г.Усинска

17:33
Коворкинг, как одна из эффективных форм обучения в дополнительном образовании

Назаренко Марина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МАУДО «ЦДОД» г. Усинска

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем

учить сегодня так, как учили этому вчера» 

Д. Дьюи

Дополнительное образование – это особое образовательное пространство, здесь ребенок проводит часть своего свободного времени, пробуя себя в различных сферах деятельности, приобретает знания и практические навыки, знакомится со сверстниками с других школ, социализируется и развивается. Образовательный процесс в системе дополнительного образования должен быть максимально комфортным для учащегося и не восприниматься как обязанность. Для того чтобы учащийся с удовольствием посещал занятия в объединении, мало его мотивации и стремления к освоению новых умений и навыков, необходимо чтобы ребёнок чувствовал себя на занятии комфортно и раскрепощённо.

Занятия в объединениях «Изостудия» и «Дизайн-проектирование», которым я руковожу, посещают разные дети. Одни активные и общительные, на занятии они получают удовольствие не только от творческого процесса, но и от общения с товарищами и со мной как педагогом. Другие же, наоборот, замкнутые, погружённые в свои мысли и свой творческий мир. Они не проявляют особой активности при обсуждении темы занятия, неохотно общаются с товарищами по объединению, им нравится спокойная обстановка и размеренный творческий процесс, в который они полностью погружаются.

Для того чтобы добиться большей результативности в достижении цели своих занятий, а также с целью создания комфортной обстановки для всех учащихся я начала изучать современные педагогические технологии, пытаясь выбрать для себя самые подходящие. Меня очень заинтересовала форма проведения занятий под названием «коворкинг».

Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working], «сотрудничество». В образовательной организации «коворкинг» – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей учащихся в комфортной обстановке. Где обеспечивается сотрудничество: учитель-ученик, ученик-ученик.

Технология «коворкинг» интересна тем, что решает вопросы актуальные не только для моего объединения, а для многих объединений дополнительного образования:

- разный возраст детей в одной группе;

- разная скорость выполнения заданий;

- разнообразные личные предпочтения учащихся;

- необходимость использования различных видов деятельности, что не всегда возможно организовать, используя классические формы обучения.

Педагогическая технология «коворкинг» оптимально соответствует всем обозначенным нюансам, её использование помогает максимально удобно организовать рабочее пространство для работы педагога и детей.

Предлагаю рассмотреть технологию «коворкинга» на примере занятия по программе «Дизайн-проектирование» по теме «Декоративно-прикладное искусство. Связь с дизайном». Целью занятия является знакомство учащихся с разнообразием искусства ДПИ и создание эскиза предмета в одном из направлений ДПИ.

Особенностью программы «Дизайн-проектирование» является наличие теоретической (изучение истории искусств), художественной (основы рисования), технической (компьютерная графика) составляющих, используемых для решения одной учебной задачи, а основным видом деятельности является проектная деятельность. Каждый учащийся выполняет индивидуальный проект по заданной теме, реже используются групповые проекты, так как учащиеся предпочитают самостоятельно реализовывать свои идеи. Тандем присутствует в вопросах обсуждаемых всей группой. В решении проектных задач также используется и исследовательская деятельность, на начальном этапе проектирования.

Готовясь к занятию на тему «Декоративно-прикладное искусство. Связь с дизайном» я разбила кабинет на несколько зон: видео зону, зону практической деятельности и справочную зону.

На первом этапе занятия, пригласив учащихся в видео зону, используя мультимедийную презентацию и видеоролики, я познакомила учащихся с историей и разнообразием направлений декоративно-прикладного творчества.

Затем предложила учащимся переместиться в практическую зону, за так называемый «круглый стол». На столе я расположила примеры традиционной росписи (гжель, жостово, хохлома и др.), а также предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные в технике батик, керамика, бисер, мелкая пластика, оформленные в традиционных техниках. Здесь учащимся была предоставлена возможность детально рассмотреть предметы декоративно-прикладного искусства, обсудить идеи возможного применения в дизайне, выбрать для себя наиболее интересное направление, выполнить упражнение по зарисовке элементов, какой либо традиционной росписи.

На этом этапе занятия моя роль, как педагога заключалась в том, чтобы в ходе беседы, опираясь на знания учащихся, полученные на первом этапе занятия; заинтересовать учащихся в продолжении изучения темы, рассказать об интересных способах создания предметов декоративно-прикладного искусства, используемых материалах, возможности применения полученных знаний при выполнении творческих работ. Кроме этого, для достижения учебных задач, передо мной стояла задача направить диалог учащихся в нужное русло, помочь сделать правильные выводы, а также подобрать нужное направление декоративно прикладного искусства для эскиза дизайна, выбранного учащимся предмета.

Занятия по программе «Дизайн-проектирование» проводятся два учебных часа. В течение первого часа, рассмотрев наглядный материал, обсудив интересующие учащихся по данной теме вопросы, для каждого ученика была выведена индивидуальная линия работы над проектом по выбранному направлению.

На втором занятии учащимся на основе приобретенных знаний, предлагается создать эскиз предмета в наиболее заинтересовавшем направлении (не ограничиваясь традиционными мотивами).

В течение второго часа занятия учащиеся могут:

- свободно перемещается по кабинету;

- если комфортно, сесть отдельно от товарищей и самостоятельно выполнять задание;

- в «справочной зоне» воспользоваться интернетом для просмотра существующих аналогов выбранного направления;

- кроме этого допускается использование компьютерной графики, если проектная работа выглядит более выигрышно, чем в ручном исполнении.

В конце занятия каждый учащийся представляет свою работу, рассказывая в нескольких словах идею своего проекта и свое личное отношение к данному направлению.

Благодаря использованию технологии «коворкинг», у меня появилась возможность достаточно полно раскрыть такую обширную тему как «Декоративно-прикладное искусство. Связь с дизайном» в рамках двух занятий. Кроме этого мне удалось заинтересовать учащихся в самостоятельном поиске решений учебной задач, индивидуально поддерживать каждого учащегося в зависимости от его личностных качеств, умений и навыков, создать для каждого учащегося комфортную обстановку для освоения нового материала и творческого процесса.

Важно, что в «коворкинге» нет жестких границ: после постановки общей цели по проектам, далее выявляются индивидуальные задачи для каждого. Если ученику комфортно работать самостоятельно, он также может сидеть отдельно и спокойно выполнять работу над проектом, может воспользоваться интернетом для исследовательской части проекта.

По моему мнению преимущества технологии «коворкинг», заключается в том что на занятии создается непринужденная обстановка для общения, обмена опытом и даже отдыха. В процессе знакомства с новой темой и работы над поставленной задачей, учащийся на занятии может обращаться к различным видам деятельности, а педагог направлять ход выполнения задач с учетом возраста учащихся, их уровня знаний и личностных предпочтений, то есть предполагается разный уровень сложности выполнения задания и индивидуальный подход в обучении.

 

Информационные источники.

  1. Википедия — свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org
  2. Шикунова Н.Е «КОВОРКИНГ-ЗОНА КАК ПРИМЕР МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА», https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2017/06/23/kovorking-zona-kak-primer-modernizatsii-shkolnogo (дата обращения 8.11.2020г.)
  3. Конструктор успеха.  Коворкинг. сайт- URL: http://constructorus.ru/uspex/kovorking.html (дата обращения 25.10.2020г.)
  4. Коворкинг — что это такое, где и как используется сайт- URL: https://naimtruda.com/otnoshen/kovorking-chto-eto-takoe.html (дата обращения 25.10.2020г.)
Категория: Научно-технический отдел | Просмотров: 48 | Добавил: Alexey | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar