Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть тех, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «выгорания».
В настоящее время синдром эмоционального «выгорания» удостоен диагностического статуса.
Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета, - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. От здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения особую актуальность приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений в диаде «учитель-ученик». Труд педагогического коллектива ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психоэмоциональную нагрузку, а так же необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях.
Сама профессиональная деятельность педагогического коллектива предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: с одной стороны - удовлетворение по поводу успешно проведенной работы, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; с другой стороны - сожаление, угнетение из-за ошибки в работе, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т.п. Всё это приводит к синдрому эмоционального «выгорания»
С целью профилактики этого состояния в МАУДО «ЦДОД» г. Усинска 16 декабря 2015 года состоялся тренинг для педагогов организационно-массового отдела под названием «Приглашение в хорошее настроение». Коллеги на занятии обсудили факторы, которые приводят к синдрому эмоционального «выгорания», рассмотрели приёмы борьбы с плохим настроением в упражнении «Удовольствие». Выполнили задания тренинга под названиями «Лестница» и «Баланс реальный и желаемый», которые были направлены на осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. В упражнении «Взяли и забыли» прорабатывали техники борьбы с гневом и злостью. В итоговом задании «Мне сегодня…» организаторы высказали своё мнение о данной встрече, поделились приятными впечатлениями. В конце тренинга педагоги получили памятку - рекомендацию по профилактике и устранению синдрома эмоционального «выгорания».
И. В. Скубий,
педагог-психолог
ФОТОАЛЬБОМ
|