Современный человек не представляет свою жизнь без компьютера и интернета. Всё чаще родители жалуются на то, что ребёнок не может занять свое свободное время без компьютерных игр. С приходом в нашу жизнь компьютерных игр незаслуженно забылись многие замечательные игры, для которых нужна только тетрадка и авторучка. А ведь они прекрасно развивают интеллект. Это игры в крестики нолики, судоку, «Морской бой» или графические диктанты. Очень сильное влияние зависание в гаджетах и в Интернете оказывает на детскую память и внимание.
Российские педиатры и детские психологи уже давно бьют тревогу по поводу того, что детям сложнее удерживать внимание длительное время, что они относимся к Интернету, как внешнему банку памяти и запоминаем, как искать информацию, но не сами факты. Их память не тренируется, они думают, что она отлично работает, так как быстро находят подсказки в Интернете. Это как решать математические задачки с калькулятором. Потом его можно использовать, но в начале изучения математики мы должны тренировать свой мозг и память.
Научить детей быть более внимательными, развивать навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с помощью графических диктантов и рисования по клеточкам. Это невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это способ научить ребят письму, развить логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость, а также мелкую моторику рук. С помощью этого занятия ребёнок развивает координацию, устойчивость и корректирует правильность своих движений, так сказать, «набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и конспектов за короткий период времени.
![](/_nw/22/s05768491.jpg)
В научно – техническом отделе на занятиях «Занимательная математика» ребята очень любят работать с графическими диктантами, начиная с дошколят и заканчивая четвертым классом. Сложность выбора графического диктанта зависит от возраста учащихся.
Для дошкольников лучше начинать диктовать по клеточкам маленькие узоры (заборчики, пирамидки) сопровождая загадками, чтобы ребята имели представление, что делают в тетради. В первом и втором классе очень хорошо использовать сюрпризный момент, ребята увлеченно и сосредоточенно выполняют диктант предполагая, что же у них получится. Или такие задания как «Продолжи сам», выполняется под диктовку педагога, но только половина рисунка, вторую часть ребята самостоятельно симметрично продолжают.
![](/_nw/22/s15984816.jpg)
Для ребят третьих, четвертых классов вид графических диктантов немного усложняется. Предлагается выполнить диктант самостоятельно по предложенной схеме, на образце уже даны количество клеток и направление обозначено стрелками. В таком возрасте ребята любят придумывать сами диктант по клеточкам, составляют диктуют всей группе или соседу по парте. Такой вид работы очень увлекает ребят, так как они придумывают сами их слушают и выполняют указания. Еще не менее интересный вид диктанта для такого возраста в виде игры «Морской бой», только ребенок играет сам с собой, на листе бумаге уже даны координаты, которые нужно найти на поле и заштриховать. Если все выполнить верно получиться картинка. В каждой разновидности диктанта есть свои сложности для детей, но принципы выполнения все одинаковы. Правда во всех случаях ребенок должен стараться выполнить задание красиво, ровными линиями и без помарок. Выполняя предложенные задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научиться ориентироваться в тетради, познакомиться с различными способами изображения предметов.
Графические диктанты не только хорошее развлечение, но и развитие логического и пространственного мышления. Они тренируют память. Способствуют формированию усидчивости и терпения.
![](/_nw/22/s57843671.jpg)
М.В. Вецак, педагог дополнительного образования |