Современный человек не представляет свою жизнь без компьютера и интернета. Всё чаще родители жалуются на то, что ребёнок не может занять свое свободное время без компьютерных игр. С приходом в нашу жизнь компьютерных игр незаслуженно забылись многие замечательные игры, для которых нужна только тетрадка и авторучка. А ведь они прекрасно развивают интеллект. Это игры в крестики нолики, судоку, «Морской бой» или графические диктанты. Очень сильное влияние зависание в гаджетах и в Интернете оказывает на детскую память и внимание.
Российские педиатры и детские психологи уже давно бьют тревогу по поводу того, что детям сложнее удерживать внимание длительное время, что они относимся к Интернету, как внешнему банку памяти и запоминаем, как искать информацию, но не сами факты. Их память не тренируется, они думают, что она отлично работает, так как быстро находят подсказки в Интернете. Это как решать математические задачки с калькулятором. Потом его можно использовать, но в начале изучения математики мы должны тренировать свой мозг и память.
Научить детей быть более внимательными, развивать навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с помощью графических диктантов и рисования по клеточкам. Это невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это способ научить ребят письму, развить логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость, а также мелкую моторику рук. С помощью этого занятия ребёнок развивает координацию, устойчивость и корректирует правильность своих движений, так сказать, «набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и конспектов за короткий период времени.
В научно – техническом отделе на занятиях «Занимательная математика» ребята очень любят работать с графическими диктантами, начиная с дошколят и заканчивая четвертым классом. Сложность выбора графического диктанта зависит от возраста учащихся.
Для дошкольников лучше начинать диктовать по клеточкам маленькие узоры (заборчики, пирамидки) сопровождая загадками, чтобы ребята имели представление, что делают в тетради. В первом и втором классе очень хорошо использовать сюрпризный момент, ребята увлеченно и сосредоточенно выполняют диктант предполагая, что же у них получится. Или такие задания как «Продолжи сам», выполняется под диктовку педагога, но только половина рисунка, вторую часть ребята самостоятельно симметрично продолжают.
Для ребят третьих, четвертых классов вид графических диктантов немного усложняется. Предлагается выполнить диктант самостоятельно по предложенной схеме, на образце уже даны количество клеток и направление обозначено стрелками. В таком возрасте ребята любят придумывать сами диктант по клеточкам, составляют диктуют всей группе или соседу по парте. Такой вид работы очень увлекает ребят, так как они придумывают сами их слушают и выполняют указания. Еще не менее интересный вид диктанта для такого возраста в виде игры «Морской бой», только ребенок играет сам с собой, на листе бумаге уже даны координаты, которые нужно найти на поле и заштриховать. Если все выполнить верно получиться картинка. В каждой разновидности диктанта есть свои сложности для детей, но принципы выполнения все одинаковы. Правда во всех случаях ребенок должен стараться выполнить задание красиво, ровными линиями и без помарок. Выполняя предложенные задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научиться ориентироваться в тетради, познакомиться с различными способами изображения предметов.
Графические диктанты не только хорошее развлечение, но и развитие логического и пространственного мышления. Они тренируют память. Способствуют формированию усидчивости и терпения.
М.В. Вецак, педагог дополнительного образования |