И снова юные исследователи познакомились с рядом тем о воде, выяснили, какие виды материалов держатся на воде, а какие тонут, что можно сделать для того, чтобы эти же материалы были способны к плаванию на поверхности, учащиеся сделали вывод, что требуется пространство, заполненное воздухом. Также на занятиях мальчики и девочки выяснили, что некоторые погружённые предметы в воду не тонут, а остаются на её поверхности, так же как и бегущая по воде водомерка. Как это возможно? Ответ юные исследователи получили, познакомившись с таким понятием как "поверхностное натяжение". Учащиеся узнали, что это своеобразная "кожа" воды - невидимая плёнка, которая образуется на её поверхности, способная выдержать вес лёгкого тела. Ребята провели опыты с полным стаканом воды и горстью монет и с плавающей иглой на поверхности воды в стакане, которые доказали, что есть поверхностное натяжение воды. Поверхность воды в первом случае стала выпуклой, во втором - поверхность воды вогнулась под тяжестью иголки, значит, иголка не плавает, а лежит на поверхности воды, как на упругой плёнке. Достаточно одного неосторожного движения и плёнка разрывается. Очень уж непрочная у воды "кожа", но всё-таки она есть. Изучая свойства воды, юные исследователи познакомились с ещё одним - растворимостью. Проведя ряд опытов по растворимости веществ в воде, ребята узнали, что свойства воды в получаемых от смешивания веществ растворах меняются. Способность воды растворять вещества используется очень широко, поэтому юным исследователям необходимо об этом знать!
О.С. Становихина,
педагог дополнительного образования
|