Воспоминания из детства – одни из самых ярких в жизни любого человека. Впечатления, полученные в особой мистической, сказочной, полной тайн атмосфере запоминаются надолго. Это средство коммуникации и педагогического воздействия. Легенды Коми – наиболее плодотворная почва для такого воздействия. Легенды – это история народа, облаченная в красивую сказку. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями и обычаями дедов и прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у ребят разного возраста.
Легенды и предания содержат богатство языка, определяют духовно-нравственные ценности народа и имеют большое значение для обучения детей, воспитывают любовь к родной земле, природе, развивают представления о родном крае, расширяют у детей кругозор.
5 марта в ЦДОД прошло мероприятие для учащихся 9х классов МБОУ «СОШ №5» г.Усинска. Ребята погрузились в мир легенд, рисовали, сочиняли таинственную историю и играли в народные игры.
Совместная деятельность детей и взрослых, специально организованная практическая деятельность, позволяют создать атмосферу общности интересов и помогает нам находить общий язык. Ребята, слушая легенду, проникаются ею и заряжаются интересом к истории родной республики.
Умение рассказывать истории для педагога важно. Приведу несколько практических советов о том, как продуктивнее использовать прием рассказывания легенд и мистических историй. Легенды рассказывать лучше тихим спокойным голосом. Если рассказываете легенды старшим детям, то не называйте их «сказками», а вот для младших это слово вполне может подойти, чтобы разжечь их интерес.
Не заучивайте легенды наизусть, главное в вашем рассказе – не противоречащий сам себе интересный сюжет. Запомните основной «каркас» истории и красивые фразы из нее, остальное нанизывайте на него.
Не стесняйтесь в процессе рассказа добавлять в легенду подробности «от себя», так история наполнится более близким для детей смыслом и станет интереснее. Несколько раз поупражнявшись, вы нащупаете сами свой стиль и темп рассказа. Берите как существующие легенды, так и придумывайте собственные – в тему мероприятия, поучительные или просто атмосферные. Сочиняйте вместе с детьми. Это не так сложно, как кажется. И тогда наше молодое поколение не останется без основы, на которой базируется вся культура и история народа.
Кужахметова Г.Р., педагог-организатор
|