«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» — Выгодский Л.С.
11 мая 2022 года прошло заседание методического объединения педагогов дополнительного образования, рассматривали тему «Робототехника как технология развития инженерного мышления».
Инженерное мышление - это вид познавательной деятельности направленное на исследование, создание и эксплуатацию новой воспроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. И в данном аспекте, робототехника выступает ведущей деятельностью в формировании инженерного мышления.
Харченко Н.В. рассказала, что под инженерным мышлением понимается сложное системное образование, объединяющее в себя разные типы мышления: логическое, образно-интуитивное, практическое, научное, эстетическое, экономическое, экологическое, эргономическое, управленческое и коммуникативное, творческое. Раскрыла, что является основой инженерного языка. Описала методы работы в объединениях «Роботенок» и «Конструкторское бюро» по развитию инженерного мышления у учащихся младшего школьного и старшего дошкольного возрастов. Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего возраста он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества. Основы моделирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка. Наталья Викторовна считает, что данной проблеме может помочь робототехника, которая знакомит детей с наукой в форме игры. Сборка модели, исследование поведения модели, на основе построенного алгоритма, позволяет учащимся самостоятельно овладеть первичными знаниями из разных наук, что помогает повысить интерес к новой науке в образовании. Начинать готовить будущих инженеров необходимо уже с дошкольного возраста, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, моделированию и проектированию.
Евтишенков Д.В. рассказал об образовательной робототехнике, как о технологии развития инженерного мышления у учащихся среднего и старшего школьного возраста. Описал составляющие занятия по образовательной робототехнике (установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие). Рассказал об универсальных навыках, которые формируются с помощью образовательной робототехники - это использование средств ИКТ для решения творческих задач, принятие и сохранение учебной задачи, планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели, развитие способности творчески подходить к решению проблемы. Дмитрий Васильевич, уверен, что робототехника формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют учащемуся возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Инженерное мышление — это залог успеха. Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Современное общество и технический мир — понятия не разделимы. Мир технологии, захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях. Наталья Викторовна и Дмитрий Васильевич постоянно в поиске новых путей и методов обучения и развития у детей инженерного мышления, стараются сделать каждое занятие занимательным.
Е.В. Рафальская, методист |